Проект экскурсия в краеведческий музей. «Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения)

Ирина Федорова

Цель :

Развивать у детей интерес к истории, краеведению , формировать первые представления о жизни крестьян на Бологовской земле. Прививать интерес к народной культуре, познакомить с предметами старинного русского быта : кухонной утварью, орудиями труда, одеждой, рукоделием.

Знакомить детей с устным народным творчеством - малыми жанрами народного фольклора : пословицами, поговорками, поговорками, загадками, крылатыми выражениями. Учить понимать воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.

Материал :

Старинные предметы быта : самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, духовой 11111, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, льняная рубашка с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать, половики.

Ход занятия.

В нашем музее собраны старинные вещи, которыми пользовались еще наши прабабушки и прадедушки : кухонная утварь, предметы быта, одежда, рукоделия. Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева : и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали, она обогревала избу в холод.

Посуда в крестьянской избе была деревянная и глиняная : горшки, ложки, миски (их называли латками) позднее появилась металлическая посуда : чугун, самовар-батюшка и металлические предметы быта : ухват, утюг, серп, керосиновая лампа. Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, из лыка плеши лапти. (Показ воспитателем этих предметов)

Издавна на Руси и на Бологовской земле выращивали лен. Называли его ласково : миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на таких прялках (показать) . Прялка была в каждом доме. Всем дочерям к свадьбе отец изготовлял в подарок такую прялку.

Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляются кудель, и донца, на которое садится пряха. Прялочку украшали узорами.

Прядилыцица скручивала нить и сматывала ее на веретено. (Показ) Из полученных нитей на специальных ткацких станках ткали полотно. Из полотна шили одежду, полотенца, скатерти. Говорили : «Лен вымотает, лен и озолотит» . В нашем музее есть льняная рубаха с вышивкой, льняные полотенца с кружевом,

льняные подзоры на кровать.

На специальных станках ткали цветные половики, пестрые и нарядные. Наши прабабушки были мастерицы и рукодельницы. Из глубокой старины пришла к нам пословица : «Не учи безделью, а учи рукоделью» .

Умели наши предки работать, умели и любили повеселиться, пошутить. Говорила на Руси : «Песня-подруга, а шутка-сестра» . Много русские люди сложили разных шуток, прибауток, пословиц, крылатых выражений, загадок. Сейчас я загадаю вам старинные русские загадки, а отгадки на них есть в нашем музее .

1. Сверху дыра, снизу дыра,

А по средине огонь да вода.

(самовар)

Какое на Руси есть сравнение с самоваром? (Пузатый, важный, как самовар) Про толстого, глупого человека.

2. Был я копан, был я топтан,

Был я на пожаре, был на базаре.

Пока молод был - сто голов кормил,

А как упал, так и пропал.

(горшок)

Что варили в горшках? (щи, кашу) Говорили : «Щи да каша-пища наша.» . «Где щи-тут и нас ищи» .

3. Полно корыто людей набито.

(миска с ложками)


4. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(ухват)

- .Говорят : «Парень хват, вырос с ухват» . Это какой парень? (хваткий, сильный.)

5. Из угла в угол

Железным плутом

Гладим все. что касается,

А дотронешься - кусается.

(утюг)


6. Маленький, горбатенький,

Все поле обыскал.

Домой прибежал - всю зиму пролежал.

(серп)

7. Сделаны из железа,

Умеют стричь и резать. .

Когда они встречаются-

Части разделяются.

(ножницы)

8. Висит гряда вся в заплатах.

(корзина)

Из лучины плели кузовки, короба.

Говорят : «Наговорил с три короба» , (наврал, наболтал)

9. В лес идут клетки.

Из лесу идут клетки.

(лапти)

- Почему говорят : «Лапти новы, да текут?»

Про кого говорят : «Эх ты, лапоть!» (про бестолкового, неумного человека.)

10. Чем больше я верчусь,

Тем толще становлюсь.

(веретено)

- Про кого говорили : «Тонкая, как веретено?» (про тоненькую, стройную девушку)

В какой сказке веретено сыграла роковую роль в жизни главной героини? («Спящая красавица» )

11. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается.

(полотенце)

12. Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой.

Один вход, два выхода.

(рубашка)

Пословица : «Рубашка износится, а доброе дело останется» .

13. Это что за простачок

Лег у двери на бочок,

На дороге, на пороге останавливает ноги?

(половик)

Вот наши прабабушки были какие умелые да веселые. Говорили : «Скучен день до вечера, коли делать нечего» .

А теперь поиграем в старинную игру «Кузовок» , в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.

Правила игры :

Выбирается водящий, у него в руках кузовок, обходит всех играющих со словами :

Положи в кузовок залог с окончанием на - ок!

Дети кладут со словами :

Я положу в кузовок платок (Ремешок, пятачок, лапоток, носок, кружок и др.)

Затем водящий по очереди достает из кузовка положенные предметы, дает им разные задания :

Чей будет залог, тот расскажет стихотворение (или потешку, или загадает загадку и Др.)

В конце повторяют пословицы :

«Конец - делу венец.»

«Сделал дело - гуляй смело.»

Публикации по теме:

В преддверии семидесятой годовщины Победы мы посетили местный краеведческий музей. Особенно много времени уделили залу Воинской Славы. Где.

В нашем посёлке есть краеведческий музей и мы с детьми отправились на экскурсию Уже при входе в музей мы увидели кадки (бочки) для засолки.

К 70-летию великой победеы в нашем саду МБДОУ №21 "Брусничка" силами педагогов и родителей наших воспитанников создан музей экспозиция "И.

К семидесятилетию Великой Победы дети нашего учреждения посетили музей, который был создан педагогами и родителями. День Победы занимает.

Одним из основных направлений патриотического воспитания в системе дошкольного образования является краеведение. Воспитание любви к природе,.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА.

Конспект занятия-экскурсии в подготовительной группе

по разделу «Ребенок и окружающий мир»

по теме: «Экскурсия в краеведческий музей»

с использованием технологии диалогового обучения и информационных технологий обучения.

Подготовила воспитатель1 квалификационной категории

Дикович Эльвира Владимировна

Благовещенск 2016 год

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного находим.

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных ценностей, материальной и духовной культуры нашего города, области;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Благовещенска и Амурской области.

Пополнение словарного запаса:

Экспозиция, экспонаты и т.д.

Ход экскурсии:

Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие. Посмотрите на эти фотографии, кто из вас узнал, что на них изображено.

Ответы детей.

Правильно на этих фотографиях изображен наш Краеведческий музей. Сегодня мы свами совершим экскурсию в краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в далекие времена. Мы узнаем с вами историю возникновения музея, познакомимся с залами музея, конечно все это мы с вами совершим, не выходя из группы. Ребята скажите: «Кто из вас ходил в музей»

Ответы детей.

А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (в музее надо вести себя тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея). Правила поведения мы знаем и можем начинать наше знакомство с музеем.

Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

один из старейших на Дальнем Востоке - основан 16 (28) августа 1891 г. по инициативе Благовещенской Городской Думы. В этом году музею исполнится 125 лет. Его открытию предшествовала выставка, устроенная золотопромышленниками в честь приезда в г. Благовещенск цесаревича Николая, будущего императора Николая II. Музею присвоено имя выдающегося краеведа, автора многочисленных научных трудов Григория Степановича Новикова-Даурского, проработавшего в музее 34 года.

Музей находится в старинном двухэтажном кирпичном здании г. Благовещенска (памятник архитектуры федерального значения), где в конце XIX – начале XX века размещался магазин торговой немецкой фирмы «Кунст и Альберс». В музее 2 этажа, 26 экспозиционных залов.

В Амурском областном краеведческом музее имеются отделы: фондовый, экспозиционно-выставочный, экскурсионный.

Фондовый- это отдел где хранятся музейные ценности.

Экспозиционно-выставочный – это залы где находятся экспозиции музея. Одна из экспозиций посвящена поселку «Албазено».

Экскурсионный – это залы музея где посетители могут увидеть все экспонаты музея.

Наиболее крупные музейные коллекции: нумизматическая (монеты), археологическая, естественнонаучная – более 8000 книг, этнографическая (предметы быта народов, населявших наш край). Многие музейные предметы уникальны: костюмы и атрибуты даурского и эвенкийского шаманов (конец XIX в.), музыкальная шкатулка (Германия, к. XIX в.), Усть-Нюкжинский метеорит (н. XX в.), кости ископаемых животных и т.д.

Посещая музей, мы проходим по залам где размещены различные экспонаты соответствующие, какой-либо определенной теме.

В фойе музея расположилась выставка, посвященная истории магазина «Товары для дома».

В следующем зале находится выставка, посвященная истории освоения и возникновения Амурской области.

Много экспонатов, посвященных истории развития нашей области в разное время. В годы Гражданской и Великой Отечественной войны, выставка, посвященная проведению Олимпийских игр 1980 году, выставки, посвященные строителям БАМа.

Посетив музей можно узнать много интересного. В зале где разместились экспозиции птиц и животных Амурской области всегда много детей – это то место, где можно увидеть обитателей нашего края в настоящую величину.

В настоящее время музей является крупным центром сохранения, изучения и пропаганды историко-культурного наследия Амурской области.
Ежегодно музей оформляет свыше 40 выставок, освещающих прошлое и настоящее области, обслуживает более 130 тысяч человек. (в ходе рассказа детям показываются фотографии)

По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:

Как называется музей?

Ответы детей.

Что нового вы узнали из моего рассказа?

Музей хранит нашу историю. Экспонаты, которые хранятся в музее собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

А сейчас вы посмотрите небольшой фильм, посвященный истории освоения нашего края. Это фильм про Албазинский острог первом поселении который основали казаки на территории нашей области.

Тип проекта:
— по деятельности учащихся – творческий проект;
— по дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
— по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентировочный проект;
— по продолжительности – трёхдневный.
Основная цель: пробудить интерес учащихся к теме проекта, очертить круг проблем и обозначить пути их решения.
Задачи урока:
— образовательные: продолжить работу над формированием умения применять полученные знания на практике;
— развивающие: создать условия для расширения кругозора учащихся, пополнения их словарного запаса, развития речи, памяти и внимания;
— воспитательные: продолжить работу над умением критично относиться к собственным достижениям, над воспитанием самостоятельности и творческой активности.
Оборудование урока: набор открыток «Зоологический музей Санкт-Петербурга», толковые словари, журналы о животных, карточки с вопросами, тетради для творческих работ, папки для сбора материала по проекту, компьютер, экран, презентация,

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Проверка знаний учащихся по теме (погружение в проект) – 3 мин.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (организация деятельности) – 4 мин.
4. Физкультминутка 1 мин.
5. Усвоение новых знаний (осуществление деятельности) – 15 мин.
6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (презентация, выступление творческих групп) – 15 мин.
7. Подведение итогов – 2 мин.
8. Рефлексия – 1 мин.
9. Объяснение домашнего задания – 2 мин.
10.Организационный конец урока – 1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент — 1 мин.
— Добрый день! Рада вас видеть. Проверим готовность к уроку… Садитесь!
Ученики входят в кабинет и встают у своих мест. Проверяют наличие необходимых предметов на партах и садятся.

2. Проверка знаний учащихся по теме:
погружение в проект. 4 мин.
— Давайте вспомним нашу недавнюю экскурсию. Где мы побывали?
В Зоологическом музее. (Слайд презентации)
— Какие экспонаты представлены в этом музее?
Чучела животных.
— Кому особенно может быть интересен этот музей?
Людям, интересующимся жизнью животных.
— Какие сведения об этом музее вам особенно запомнились?
Вспоминают рассказ экскурсовода об истории возникновения музея.
— Какие места нашего города также могут быть интересны любителям животных?
— Океанариум, дельфинарий, зоопарк… (Слайды презентации)

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности:
организация деятельности. 4 мин.
— Некоторые из этих мест мы с вами уже посетили. Нам повезло, что мы живем в Санкт-Петербурге и имеем возможность всё это увидеть собственными глазами. Но люди, живущие далеко, лишены этой возможности. Что мы можем для них сделать?
Написать об экспонатах, провести заочную экскурсию по музею.
— Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
Узнать об истории Зоологического музея, какие экспонаты там находятся, продумать маршрут, распределить выступления, подготовить рассказ об одном из экспонатов.
— Давайте станем экскурсоводами. Кто такой экскурсовод?
— Где можно уточнить значение этого слова?
Анализ значения слова «экскурсовод» на основе его состава и поиск значения в толковом словаре. (Слайд презентации)
Мы начинаем проект «Экскурсия в Зоологический музей». Сегодня на втором уроке каждому предстоит написать главу научно-популярной книги об одном из экспонатов Зоологического музея. В чем особенность научно-популярной литературы?
Содержит точные сведения, но интересные для широкого круга читателей.

4. Физкультминутка. 1 мин.
— Перед началом работы немного отдохнём.
Ученики выполняют упражнения и расходятся по группам, выбирают руководителя группы.

5. Усвоение новых знаний:
осуществление деятельности. 15 мин.
Учитель предлагает руководителям групп выбрать задание из набора открыток «Зоологический музей Санкт-Петербурга». (Слайды презентации).
— Как вы думаете, сколько частей будет в вашем сочинении? Какие части?
Три части: вступление, основная часть, заключение.
— О чем нужно написать в первой, второй, третьей части?
О музее, описание экспоната (в помощь даётся карточка с вопросами), впечатление, где можно увидеть экспонат.
— Где можно взять информацию?
— Энциклопедии, журналы, взрослые, библиотека, интернет.
— Вам даётся 12 минут для подготовки устного сочинения-описания экспоната. Представьте, что вы экскурсоводы.
Учащиеся работают в группах. Весь собранный материал помещают в проектную папку. (Заключительный слайд презентации).

6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала: презентация, выступление групп. 16 мин.
— Итак, заслушаем подготовленные выступления.
Выступление групп, сдача проектных папок.

7. Подведение итогов. 1 мин.
— Итак, чему был посвящён наш сегодняшний урок?
Проекту «Экскурсия в Зоологический музей».
— Какую цель поставили?
Подготовить заочную экскурсию в Зоологический музей.

8. Рефлексия. 1 мин.
— Поднимите руку те, кто остался доволен своей работой на уроке?
— За что себя можешь похвалить?
— Поднимите руку те, кому тяжело было на уроке?
— Что именно тебе хотелось бы изменить?
— Чьё выступление особенно понравилось вам?

9. Объяснение домашнего задания. 1 мин.
— Мы прослушали все ваши выступления. На следующем уроке каждый напишет сочинение об экспонате в тетради для творческих работ. А потом мы составим план экскурсии и проанализируем ваши работы.

10. Организационный конец урока. 1 мин.
На уроке используется презентация. Она поможет провести данный урок: восстановить в памяти учащихся самые яркие моменты прошедшей недавно экскурсии, сделать выбор темы сочинения, дать положительный эмоциональный настрой на работу. На уроке она используется в течение 10 минут.

КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

с детьми старшей группы

Цели:

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Воронежа;

Формировать "образ музея", приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция.

Разработка воспитателем маршрута. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее.

Условия : время проведения- ноябрь.

Ход экскурсии

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. Что такое музей? (ответы детей.) Верно. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.

Вы бывали в музеях? В каких? Что видели? (ответы детей).

Сегодня мы побываем в Воронежском краеведческом музее и посмотрим выставку экспонатов. А, кто знает, что такое выставка и экспонаты? (ответы детей – когда нам что-то показывают)

Да , выставка – это показ предметов, выставленных для публичного обозрения, а экспонаты – это те предметы, которые выставлены для обозрения.

А кто водит посетителей по залам музея и рассказывает о коллекциях музея? (Ответы детей: экскурсовод).

Молодцы, а теперь давайте вспомним, как надо вести себя в музее и других общественных местах. (ответы детей - В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.

Воронежский губернский музей, родоначальник Воронежского областного краеведческого музея, был открыт осенью 1894 года. С первых дней своего существования в 1894 году и до наших дней этот музей был и остается одним из крупнейших центров историко-культурного наследия Центрального Черноземья. Более 3000 экспонатов, отражают различные аспекты истории, культуры и природы родного края, вызывают неподдельное восхищение и уважение к удивительно колоритной истории и культуре Воронежской земли.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году в здание находился военный госпиталь.

Гражданская война и Великая Отечественная война 1941–45 годов нанесли колоссальный ущерб городу, не пощадив и музеи. Работниками музея была развернута активная деятельность по спасению гибнущих исторических и художественных ценностей. Но во время Великой Отечественной войны только незначительная часть фондов была эвакуирована в Казахстан и Сибирь, а оставшиеся коллекции в основном погибли. В 1943 году музей возобновил свою деятельность. В 1948 году музею было возвращено принадлежавшее ему ранее здание, в котором был также размещен Музей изобразительных искусств. Спустя несколько лет музею было выделено отдельное здание по улице Плехановской, в котором он размещается и в наше время. . В отделе истории представлены материалы по истории Воронежского края по темам: археология, основание Воронежа, эпоха Петра I, Воронеж в ХVIII-ХIХ веков, Воронеж в конце ХIХ - начале ХХ веков, современная промышленность Воронежа и многие другие. Здесь же открыты два выставочных зала для постоянно меняющихся тематических экспозиций.

«Сегодня музей насчитывает около 170 тыс. экспонатов. В нем 18 залов, несколько выставок « История Воронежского края», « Оружие восьми веков Х II - ХХ вв», « Царство животных», « Крылатое чудо» В коллекции музея есть предметы с археологических раскопок «Частых курганов» и «Хозарского городища.

Остановка 1: Археология.

Все начинается с древних времен, первый небольшой зал – Археология 1.

Эпоха позднего палеолита. Мезолит. В нем размещается схема палеолитических памятников.

Так же в этом зале стоят бюсты, изображающие примерный внешний вид древних людей, проживающих на территории современной Воронежской области.

На отдельном стенде лежат кости древних животных, в основном мамонтов, но есть череп шерстистого носорога и рог тура.

Остановка 2: Археология 2

Этот зал тоже посвящен древним временам –Неолит. Энеолит. Эпоха бронзы.

На стендах в этом зале лежат найденная посуда и инструменты тех времен. Отдельно находятся остатки керамики эпохи бронзы III-II век до нашей эры.

Отдельно хочется сказать слово о древних рыболовах. Счастливые это были люди! Судя по крючкам, которые представлены в экспозиции музея, наши предки были весьма амбициозными добытчиками пищи. Природа позволяла им выуживать не ту мелочёвку, что таскают нынешние любители рыбалки, а трофеи, которыми можно было питаться не один день. Это можно удвидеть и по фотографиям самих рыб, и по крючкам, которые представлены на стендах.

Останова 3: Археология 3

Этот зал посвящен Кочевым народам раннего железного века. Древним славянам.

Здесь длинный стенд, отображающий находки разных времен, начиная от предскифского периода IX-VII до нашей эры до периода, когда на территории Воронежской области начали жить древние славяне VII-X века нашей эры.

Отдельно на целую стену весит изображение реконструкции Маяцкой крепости IX-X веков.

Остановка 4 Основание Воронежа.

Четвертый зал, посвящен основанию Воронежа. Официально год основания 1586, в этот год была построена крепость. Хотя до крепости здесь уже было поселение.

В этом зале есть карта Русского государства и Крымского ханства первой половины XVI века. Монеты, доспехи, документы и прочие вещи того времени.

Остановка 5: Петровские времена

Пятый зал связан со временем, которым, видимо, особенно гордятся воронежцы. А именно – с периодом кораблестроения в Воронеже. Это время, когда по указанию Боярской думы и Петра I начал строиться военно-морской флот.

В зале есть макет первого российского линейного корабля Гото Предестинация, его воссозданная копия стоит у Адмиралтейской площади и является кораблем-музеем.

Также есть пример того, как выглядели Воронежские верфи того времени. Они работали 1696 по 1711 год, пока река Воронеж не обмелела. После этого была построена новая верфь ниже по течению в селе Таврово .

Остановка 6: Кораблестроение в Воронеже.

Шестой зал тоже связан с кораблестроением в Воронеже. При переходе к нему проходишь небольшую комнату. В ней находятся якорь, пушка, схемы, картины и другие вещи, связанные с военно-морским флотом того времени.

В самом зале представлено оружие. Схема восстания на Дону 1707-1708 годов. Копия посмертной бронзовой маски Петра I рядом с его портретом.

В зале с маской Петра Великого и маской его руки очень много портретов других деятелей того времени с описанием их жизни и тем, как они относятся к Воронежу.

Казалось бы, где Петр I - и где Воронеж? Однако монарх не коротал все свои дни в центре России или в строящемся Петербурге. Он заботился не только о флоте на Балтике, но и на Черном море.

20 октября 1696 года Боярская Дума постановила начать строительство первого в истории России государственного военно-морского флота. По указу Петра I в Воронеже было создано Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон. К весне 1699 года были спущены на воду 10 кораблей, 2 галеры, 2 небольших судна и 4 парусные лодки...

Остановка 7: Воронежский край в начале XIX века.

В этом зале находится небольшая экспозиция, изображающая одну из комнат дворян того времени, а напротив неё весит крестьянская одежда.

Здесь стоят вазы, посуда, вещи, связанные с православием. Оружие, в том числе, комплект для дуэли.

Остановка 8: Жизнь Воронежской губернии в XIX – начале XX века.

Тут находится инсталляция крестьянской избы. Отдельно стоят вещи, представляющие быт того времени. В конце зала стоит макет паровоза и вещей, связанных с железными дорогами.

Остановка 9: Гражданская война 1917-1922 годов.

Стены здесь красные, видимо, под цвет флага большевиков. На стенах висят листовки, плакаты и фотографии революционного времени. Есть пулемет и аппарат из подпольной типографии, медали, оружие, сабли, мортиры!

Вот и легендарная тачанка, на которых по воронежским степям гоняли разные разбойные банды и доуничтожали белых. Надо сказать, во время Гражданской войны город дважды занимался войсками белых, первый раз в сентябре 1919 года Донским корпусом К. К. Мамонтова и в октябре 1919 года отрядами А. Г. Шкуро. Однако оба раза быстро освобождался.

Первая мировая отличилась и карикатурами. Забавное было у наших предков чувство юмора! На открытке, которую прислал с фронта в родной Воронеж солдат российской армии, изображены доблестно отступающие войска противника.

Вообще, в Воронеже, как в не самом отдаленном от фронтов Первой мировой, располагались госпитали и было очень активно общество Красного креста.

Удаленность от центра - города Москвы и Петербурга не повлияла на события 1917 года. В Воронеже тоже все было весьма жестоко и кроваво. 30 октября 1917 года после восстания 5-го пулеметного полка, расположенного в Воронеже, власть перешла к большевистскому военно-революционному комитету во главе с А. С. Моисеевым.

Остановка 10: денежные знаки России XIX – ХХвв.

В зале представлены первые царские деньги,много денег Временного правительства, затем идут учетные билеты, билеты казначейства и всякие «деньгозаменители» времен Гражданской войны.

Представлены несколько копилок. Возле них - монеты, которые в таких копилках держали. И, кстати, закапывали прямо в этих жестяных баночках. Клады в Воронежской земле нередки, потому что история здесь была весьма бурной, и, как водится, люди предпочитали хранить деньги отнюдь не в сберегательных кассах.

Остановка 11: Воронеж космический.

Воронеж оказывается тесно связан с отечественной космонавтикой. Вот информация из википедии:

В конце 1950-х годов на воронежском предприятии КБХА был разработан кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна», который позволил в 1959 году впервые в мире достичь второй космической скорости. На основе двигателя РД-0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту.

В этом зале находятся экспонаты космической отрасли и, в том числе, макет двигателя РД-0109.

Остановка 12: Выставка “Оружие восьми веков (XIII-XX века)”.

В зале за стеклом располагаются различные военные доспехи и форма, сабли и ружья, а также другое холодное и огнестрельное оружие.

Остановка 13: Выставка « Крылатое чудо»

В этом зале вы увидитесь с миром бабочек и интересными образцами членистоногих животных мировой фауны и частных собраний ряда Воронежских коллекционеров.

Эта выставка знакомит с необычайно ярким и многообразным миром насекомых нашей планеты. Выставлено более 3500 наиболее интересных и знаменитых представителей бабочек, жуков, стрекоз и некоторых других насекомых. Представлены также пауки-птицееды и скорпионы. Удивительная экспозиция заинтересует не только детей, но и взрослых.

Остановка 14: « Царство животных»

На этой выставке можно познакомиться с фауной Воронежской области, рассмотреть вблизи чучела зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся, а также увидеть археологические находки - фрагменты скелетов доисторических животных: кости мамонтов и тригонтерий, зубы акул и др.

В конце нашей экскурсии я хочу сказать следующее

Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.
«Добро пожаловать в музей!»
(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной дея-
тельности воспитанников.
Задачи:
- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и уг-лубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонирова-нием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего го-рода.

Рассказ об истории музея.
Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом го-ду краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.
Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, ко-торые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.
- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:
Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.
Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.
Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображаю-щие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.
Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.
Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?

Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)
Экскурсовод:
Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.
- Как раньше жили ханты?
-Какую одежду носят ханты?
- Чем любят заниматься ханты?

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.
- В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)
-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?