Речевая характеристика. Катерина – русская трагическая героиня Речевая характеристика героев грозы цитаты

В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха - представители «Тёмного царства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темное царство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Дикой - «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется!»- восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет - это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляется ханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает с людьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой, искренней, а главное несчастной женщиной.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том, что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческого сословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаются эгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные дети в какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей, именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

1. Речевая характеристика как элемент композиции литературного произведения и её роль в создании художественного образа.

2. Речевая характеристика Катерины. Совмещение в речи героини разных стилистических пластов – доказательство сложности её духовного мира и противоречия между воспитанием и природными задатками.

· Религиозность воспитания Катерины и религиозные элементы её речи

А) странницы и богомолки в доме

Б) насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией

В) Катерина в церкви (д. 1 явл.7, д. 3 сцена 2 явл.2) Экзальтация

Г) боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза».

· Духовное богатство, поэтичность и мечтательность, порождённые воспитанием на устном народном творчестве. Народнопоэтические элементы в речи героини. «…а вечером опять рассказы да пение". (д. 1 явл.7)

· Свободолюбие, решительность, неспособность ко лжи, искренность – те черты, которые даны Катерине от природы.

А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. (Д. 2 явл.7) «Отчего люди не летают?» (д.1 явл.7)

Б) «Такая уж я зародилась, горячая!»- страстность натуры, проявленная ещё в детстве. (Д. 2 явл. 2)

В) «Напраслину-то терпеть кому ж приятно?» Острое чувство справедливости. (Д. 1 явл. 5)

Г) «Что мне только захочется, то и сделаю». Решительность и своеволие. (Д.2 явл. 2)

Д) «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Ложь ей претит. Правдивость. (Д.2 явл 2, д.3 сцена 2 явл.3)

· Противоречие между природными задатками Катерины (решительность, свободолюбие, отсутствие смирения) и воспитанием (религиозная экзальтация, поэтичность) – конфликт драмы, причина трагедии.



· Использование речи как элемента композиции для выявления диссонанса в душе героини, приведшего к трагедии.

· Островский – мастер речевой характеристики.

Задание №2.

Напишите черновик сочинения по данному плану, используя материалы таблицы.

Образец сочинения.

Пункты плана, вставки, место для редактирования Текст сочинения
1. Вступление 2.мостик к основной части Тезис – начало основной части Мостик · А) Странницы и богомолки в доме · Б) Насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией · В) Катерина в церкви. Экзальтация. · Г) Боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза». · Духовное богатство, поэтичность и мечтательность… · А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. · Б) Страстность натуры, проявленная ещё в детстве · В) Острое чувство справедливости. · Г) Решительность и своеволие · Д) Правдивость 3, 4.Ппротиворечие между природными задатками и воспитанием – конфликт драмы. 5. Островский – мастер речевой характеристики Речевая характеристика – один из элементов композиции любого литературного произведения. (продолжить о роли речевой характеристики в произведении и в драматическом произведении в частности) (о мастерстве Островского в создании речевых характеристик), и Катерина в его драме «Гроза» - не исключение. Речь Катерины совмещает в себе разные стилистические пласты, что доказывает сложность и богатство её духовного мира, а также дорисовывает, выявляет основной конфликт, заложенный в этом образе, - противоречие между природными задатками героини и религиозностью её воспитания. В доме матери Катерина с детства … Именно поэтому речь её насыщена религиозной лексикой. (Привести примеры речи из таблицы) Героиня мыслит этими категориями, погружена в атмосферу богобоязненности и религиозной экзальтации. То, как она молится в церкви, показывает силу её религиозного чувства. (Привести иллюстративный материал, дополнить цитатами) Греховное стремление любить порождено в Катерине её воспитанием на устном народном творчестве. Она поэтична, мечтательна. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Так и видится здесь русский размах и ширь волжских просторов. Как не пропеть здесь: «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» Но в этих словах проявилась и другая сторона натуры Катерины – свободолюбие, стремление к полёту. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Свободолюбие – это признак страстной, темпераментной натуры. А Катерина именно такая. Не случайно ещё в детстве… Нет в ней должного смирения, о котором говорил Достоевский: « Смирись, гордый человек!» В ней живёт острое чувство справедливости. (Дополнить цитатами, примерами из текста) Решительность и своеволие – ещё одна сторона детского поступка Катерины. Но то, что проявилось на заре её дней, сохранилось и, наверное, стало более заметным. (Цитата) Но другая сторона той же решительности – это правдивость. Ложь ей претит. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Все эти противоречия между страстностью и отсутствием смирения, с одной стороны, и религиозностью и богобоязненностью, с другой, - вылились в трагедию, которая закончилась в омуте Волги. Благодаря тому, что Островский как бы разбил речь героини на разные стилистические пласты, он показал диссонанс в душе героини, неразрешимый конфликт между задатками натуры и воспитанием.

Задание №3.

Напишите сочинение на тему «Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза», используя данный план.

1. «Гроза» - великая русская драма, поднимающая всечеловеческие проблемы.

2. Многозначность названия драмы Островского «Гроза».

· Гроза – гнёт «тёмного царства», который ощущается всеми «подчиняющимися».

· Гроза – наказание в понимании Дикого и других невежественных жителей города Калинова.

· Гроза – это трагедия, которая разразилась в семье Кабановых и в душе Катерины.

· Гроза несет разрядку в мир, не зря Добролюбов сказал, что «в пьесе есть что-то освежающее».

А) высказывания Кулигина

Б) мнение Добролюбова

В) самоубийство Катерины

Г) протест Тихона

Д) побег Варвары

Трагедия, описанная в пьесе, разбудила протест против дикости, жестокости, невежества, самодурства и произвола

3. «Гроза» - вечно современная пьеса.

Задание №4.

Напишите сочинение на тему «Сильный или слабый характер Катерины?» Используйте данный план.

1. Катерина – героиня, вызвавшая в критике неоднозначную оценку.

2. Сложность натуры Катерины. Противоречие между задатками натуры и воспитанием

· Задатки натуры

А) Свободолюбие Катерины (обида в детстве, мечта о вольной и страстной любви)

Б) правдивость («лгать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», прилюдное покаяние)

В) поэтичность, возвышенность (монолог «Отчего люди не летают?»; сны чудесные в детстве, церковные видения

· Религиозность воспитания (жития святых, посещение церкви)

· Замкнутый круг, в который попала Катерина

· Вопрос, на который нет ответа (и сила, и слабость)

3. Образ, вызывающий раздумья и споры.

Задание №5.

Напишите сочинение на тему «Нравы жителей города Калинова», используя данный план.

1. «Гроза» - драма, изобразившая купеческую жизнь любого провинциального города России.

2. Ужас «тёмного царства».

· Деспотизм и самодурство Дикого и Кабановой

А) «ругатель» Дикой

Б) Кабанова заела домашних совсем. Домостроевские законы, по которым живёт Марфа Игнатьевна

· Лицемерие и ханжество

А) «чужих оделяет, а домашних заела совсем»

Б) «верующая» Кабанова никому ничего не прощает

· Ложь – принцип, по которому живёт «тёмное царство»

А) Варвара: «Делай, что хочешь, главное – чтобы всё было шито-крыто»

Б) Борис: «Как бы кто не узнал»

· Невежество

А) вера в рассказы Феклуши

Б) разговор о литовском разорении

В) «Гроза в наказание нам послана» (Дикой)

· Отсутствие поэтичности

А) отклик Кудряша на реплики Кулигина

Б) Отклик Варвары на монолог Катерины

· Беззакония, царящие в городе (монолог Кулигина)

3. Город Калинов – собирательный образ

4. Современное звучание пьесы

Занятие №4. Сочинение-анализ эпизода.

Эпизод – это та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Анализ эпизода художественного произведения – это один из типов сочинения, предлагающегося на экзамене в 11 классе. Поэтому мы будем учиться анализировать эпизоды.

Эпизод необходимо анализировать изнутри, как маленькое самостоятельное произведение, но также понять, какое место данный эпизод занимает во всём произведении, то есть наметить ближние и дальние связи.

Эпизод может выполнять разные функции:

1. использоваться для характеристики персонажа

3. создавать определённое настроение

Эпизод по типу может быть:

· описанием (природы – пейзаж, помещения – интерьер, внешности – портрет)

· повествованием (рассказывается о событиях)

· рассуждением

· диалогом (разговор нескольких лиц)

· совмещать в себе разные типы

Так как работа с эпизодами эпических, лироэпических и драматических произведений при всём их многообразии имеет общие приёмы, то план сочинения может быть следующим:

1. Вступление.

А) что такое эпизод? Своеобразие эпизода в данном конкретном произведении.

Б) Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.

2. Главная часть

А) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим

· Раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение

· Даётся представление о душевном состоянии персонажа

· Показан поворот во взаимоотношениях героев

В) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.

Г) Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.

3. Заключение. Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие

Данный план имеет один недостаток: анализировать эпизод необходимо в единстве формы и содержания. Надо отталкиваться от языковых средств и выходить на идею отрывка, авторскую позицию. Поэтому данный план дан как ориентировочный.

Ещё один недостаток работ подобного плана: сбивание на пересказ.

Вопросы для анализа содержания

1. Какова тема? (О чём эпизод, как его можно озаглавить)

2. Какова основная мысль? (Что хочет этим эпизодом сказать автор)

3. На какие части можно разделить эпизод? (Озаглавить части)

4. Какую роль играет эпизод в раскрытии основной мысли всего произведения?

5. Как данный эпизод связывает предыдущий и последующий?

6. Какова функция данного эпизода?

Вопросы для анализа формы

1. Какие эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения использует автор?

Вопросы повторения:

· Что такое «эпитет»?

· Что называется «метафорой»?

· Что такое «сравнение»?

· «Олицетворение»?

2. Каково настроение (тональность) и какими средствами создаётся?

4. Исследовать синтаксис отрывка. (Короткие или длинные предложения, есть ли повторы, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы)

Все эти наблюдения необходимо делать в тексте особыми условными значками. С этого начинается работа над анализом эпизода.

Читая пьесы Александра Николаевича Островского, отмечаешь, что им присуща неизменная ясность авторской позиции, что достигается прежде всего через речевые характеристики. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Так воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах.
Островский в драме «Гроза» очень четко разграничивает положительных и отрицательных героев своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их место в сюжетных перипетиях.
Рассмотрим речевую характеристику как часть образа Катерины. Эпиграфом к пьесе служит песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. Песня предвосхищает судьбу героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»). В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было... летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
«Какая я была резвая! - обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: - Я у вас завяла совсем». Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире диких и кабановых.
Измена Катерины - это, несомненно, преступление, и она понимает всю тяжесть своего поступка, но не может жить без любви, которую она нашла в Борисе. И, как бы оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: «Что ж, уж все равно, уж душу я свою ведь погубила». Героиня чрезвычайно совестлива и религиозна. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». «Страх» всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание.
Катерина слишком тяжело переносит духовные муки в этом ужасном обществе: издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви. Катерина надеется, что Бог простит ей ее грехи как мученице.
Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в словах: «И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это?» Островский явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: «Так тихо! так хорошо. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет не надо... нехорошо!»
Ее смерть - вызов всем обитателям «темного царства». Катерина не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет мириться, не хочет обрекать свою живую душу на жалкое прозябание. Катерина протестует против кабановских понятий о нравственности. А Тихон только в самом финале этой страшной трагедии демонстрирует что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...»

Slide 1

Slide 2

В 1845 году Островский работал в
Московском коммерческом суде
канцелярским чиновником.
Перед ним раскрывался целый мир
драматических конфликтов. Так
воспитывался талант будущего мастера
речевой характеристики персонажей в своих
пьесах.
Островский в драме "Гроза" очень четко
показывает всю глобальную разницу между
старыми патриархальными взглядами и
новыми. Ясно видны все важнейшие черты
характеров героев, их реакции на
развивающиеся события. Рассмотрим
речевую характеристику Кабанихи.

Slide 3

Кабаниха – человек старой
морали. Она везде блюдет
правила «домостроя». Во всем
новом ей видится угроза
устоявшемуся ходу вещей, она
осуждает молодежь за то, что
у нее нет «должного
почтения». Кабанова страшна
не верностью старине, а
самодурством «под видом
благочестия».

Кабанова.

«Смешно смотреть-то на них…
ничего-то не знают, никакого
порядка. Проститься-то путем
не умеют… Что будет, как
старики перемрут, как будет
свет стоять, уж и не знаю.»

Slide 4

Кабаниха заставляет всех домашних
плясать под свою дудку. Она заставляет
Тихона по-старинному прощаться со
своей женой, вызывая смех и чувство
сожаления у окружающих. Вся семья
живет в страхе перед ней. Тихон,
совершенно подавленный властной
матерью, живет одним только желанием
– вырваться куда-нибудь и погулять.

«Я, кажется, маменька, из вашей воли
ни на шаг.»
«Он как выедет, так запьет. Он теперь
слушает, а сам думает, как бы ему
вырваться-то поскорей.»

Slide 5

Кулигин называет ее “ханжой” и
говорит, что она “нищих
оделяет, а домашних заела
совсем”. Это характеризует
купчиху с плохой стороны.
Кабаниха же в своей речи
пытается прикинуться доброй и
ласковой, хотя иногда именно
речь обнаруживает
отрицательные черты ее
характера, например страсть к
деньгам.

Катерина.

«Полно, полно, не божись! Грех!
Я уж давно вижу, что тебе жена
милее матери. С тех пор как
женился, я уж вижу от тебя
любви не вижу.»

Slide 6

Сестра Тихона, Варвара,
также испытывает на себе
все тяготы семейной
обстановки. Однако, в
отличие от Тихона, она
обладает более твердым
характером, и у не хватает
дерзости, пусть тайно, не
подчиняться матери.
«Нашла место наставления
читать.»

«И я не обманщица была, да
выучилась, когда нужно
стало.»

Slide 7

Кабаниха очень набожна и
религиозна. Зато перед
нами приоткрывается
страшная и деспотичная
сущность Кабанихи. Она
сумела подчинить себе
всех, держит все под
контролем, она даже
пытается управлять
взаимоотношениями
людей, что и приводит
Катерину к гибели.
Кабаниха хитра и умна, в
отличие от Дикого, и это
делает ее более
страшной.

Slide 8

У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте
отношений патриархального быта, но и уверенности в их
нерушимости тоже нет. Напротив, она чувствует себя
чуть ли не последней блюстительницей этого
«правильного» миропорядка, и ожидание, что с ее
смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.

Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист - протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова. На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе «Гроза».

Для начала обратимся к списку действующих лиц: Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - старая купчиха, вдова. Её муж умер, поэтому женщине пришлось в одиночку растить двух детей, справляться с хозяйством и заниматься делами. Согласитесь, это довольно трудно и в настоящее время. Несмотря на то что в скобках указано прозвище купчихи, автор ни разу не называет её так. В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приёмом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно. То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они его побаиваются.

Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнаёт из уст Кулигина. Механик-самоучка называет её «ханжой, которая всех домашних заела». Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша. Её суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу. Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю даётся возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.

Кабаниха не довольна тем, как ведёт себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину. Её невестка Катерина ведёт себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.

По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой - муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его. А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью. Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребёнка. Но Марфа Кабанова в «Грозе» вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально. Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха всё время старается разрушить их отношения.

Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился. Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои «таланты» на семью и провинциальный городок. Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью. Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их. И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и «тёмного царства», представительницей которого является Кабаниха.

Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для неё не принципиально место молитвы. Девушка набожна, она видит присутствие бога во всём мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешнённой. Для неё важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает. Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: «тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке». Характеристика Кабанихи в «Грозе» Островского невозможна без упоминания её практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжёт, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили. Её поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нём жизнь с помощью внешней атрибутики.

Катерина Кабанова была несколько мнительной девушкой: в «пророчествах» полоумной барыни ей чудилась своя судьба, а в грозе девушка видела кару Господню. Кабаниха слишком меркантильна и приземлённая для этого. Ей ближе материальный мир, практичность и утилитарность. Кабанову гроза и гром совсем не пугает, она только не хочет мокнуть. Пока жители Калинова рассуждают о взбушевавшейся стихии, Кабаниха ворчит и выражает своё недовольство: «Ишь какие рацеи развёл. Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!», «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» можно назвать неким обобщением, конгломератом негативных человеческих качеств. Её сложно назвать женщиной, матерью, да и человеком в принципе. Конечно, ей далеко до болванчиков города Глупова, но её желание подчинять и властвовать убило в Марфе Игнатьевне все человеческие качества.

Тест по произведению