Аркадий и борис стругацкие биография. Стругацкие аркадий нантович и борис нантович Сообщение братья стругацкие

Биография

Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. - 321 книжное издание в 27 странах); классики современной НФ, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец - искусствовед, мать - учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем - в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил - единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне - Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности - переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года - профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ - в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 - за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Живет в Санкт-Петербурге.

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых НФ рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) НФ и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику - один из самых значительных миров НФ в отечественной литературе.

Братья Стругацкие - русские советские писатели, кинодраматурги, ключевые фигуры в советской научной фантастике за последние годы и самые популярные русские фантасты за границей. Их вклад в современную научную фантастику невозможно переоценить.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в г. Батуми 28.08.1925. Отец был искусствоведом, мать - учительницей. Потом вместе с семьёй переселился в Ленинград, где во время войны занимался строительством укреплений, изготавливал гранаты. В начале 1942 г. вместе с отцом вывезен из блокадного Ленинграда. Его спасение можно назвать чудом - он выжил единственный из вагона. После похорон отца был рабочим в молокоприёмном пункте в Ташле Оренбургской области, откуда его призвали в армию.

Отучившись в Актюбинском артиллерийском училище, был отправлен начальством в столицу для продолжения обучения в Военном институте иностранных языков. Там выучил английский и японский языки, получил специальность переводчика.

А.Н. Стругацкий обучал офицеров в Канской школе военных переводчиков, ему самому пришлось послужить в роли переводчика на Дальнем Востоке. Демобилизован в 1955 г., после чего работал при «Реферативном журнале», был редактором в Госполитиздате, а также Детгизе. Умер А.Н. Стругацкий в Москве 12.10.1991 года.

Борис Натанович Стругацкий родился в Ленинграде 15.04.1933. Эвакуирован в 1943 г. вместе с матерью, но после окончания войны вернулся в город, где окончил ЛГУ, получив диплом астронома. Долго проработал в Пулковской обсерватории.

В 1960 г. стал профессиональным писателем. Б.Н.Стругацкий был членом Союза Писателей, руководил семинаром молодых фантастов в Санкт-Петербургской организации писателей, признан лауреатом Гос. премии РСФСР. Умер Б.Н. Стругацкий 19.11.2012 в Санкт-Петербурге.

Братья Стругацкие стали известными сразу после выпуска своих первых научно-фантастических рассказов, которые были образцами добротной естественнонаучной фантастической литературы и выгодно отличались от других книг проявлением особого внимания к точной психологической разработке и глубокому описанию характеров героев. Среди них можно выделить «Шесть спичек», «Испытание СКР», «Частные предположения» и др. Большинство вошли в сборник «Шесть спичек», изданный в 1960 г.

Аркадий Стругацкий, старший из знаменитого тандема, был рожден в Батуми, 28 августа 1925 года. Родители братьев были яркими представителями творческой интеллигенции: мать - учительница, а отец - искусствовед. В Ленинграде, восемью годами позже, (15 апреля 1933 года), родился Борис - вторая половина творческой единицы "Братья Стругацкие".

Пробы пера каждый из них совершал отдельно. Первая повесть юного Аркадия, увы, была утрачена в период блокады. Рассказ же под названием "Как погиб Канг", который был написан в 1946 году, дождался публикации лишь в 2001.

К 50-м годам приобщается к литературным упражнениям и Борис, но самых впечатляющих успехов братья добились все-таки в качестве соавторов. Их первый общий рассказ, названный "Извне", был напечатан в журнале "Техника-молодежи" в 1958 году. Позже эта работа была развита до масштабов повести.

Начатая на спор с супругой Аркадия Стругацкого первая серьезная совместная книга братьев выходит в 1959 году - это "Страна багровых туч". Соавторы формируют свой стиль, появляется узнаваемая, характерная проблематика их творчества.

Перечислять знаковые, оказавшие невероятное влияние на умы современников и потомков произведения Стругацких можно долго. Среди них - и "Хищные вещи века", выразительно показавшие в 1965 году выбор между очень плохим и плохим вариантом. И "Понедельник начинается в субботу" - книга, вдохновившая создание фильма "Чародеи".

Огромный успех у аудитории не обеспечил Стругацким безбедной жизни: их стала ущемлять советская цензура, в 70-х годах для них становится практически закрытым путь в печать. За "Сказку о Тройке" закрывают журнал "Ангара", к публикации не допускается "Улитка на склоне", а в оригинальный текст "Обитаемого острова" цензоры внесли почти тысячу правок.

Здорово искалечен цензорами был и "Пикник на обочине", по мотивам которого братья затем создали сценарий для фильма "Сталкер" Тарковского. Очень интересна композиция "Хромой судьбы" - книги весьма автобиографической, главный герой которой даже получил в подарок авторство другого шедевра Стругацких - повести "Гадкие лебеди". В 1990 году вышла последняя пьеса Стругацких - "Жиды города Питера".

В 1991 году умирает Аркадий, и Борис продолжает писательскую деятельность уже под псевдонимом С. Витицкий - он создает еще две прекрасные книги. 19 ноября 2012 года скончался и второй брат.

к дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС ">к дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС " alt="10 интересных фактов из жизни братьев Стругацкихк дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС ">

28 августа литературный мир отмечает 89 лет со дня рождения писателя, заглянувшего в будущее, Аркадия Стругацкого, старшего из двух знаменитых братьев. Вместе с младшим братом Борисом он прославил научную советскую фантастику на весь мир и подарил ему множество прекрасных произведений. К дню рождения великого фантаста Бабр вспоминает некоторые интересные факты из жизни и творчества братьев АБС

1. Аркадий и Борис Стругацкие - одни из самых знаменитых отечественных писателей за рубежом

На начало 1991-х гг. в 27 разных странах было издано около 320 их произведений. Всего же их работы были изданы на 42 языках в 33 странах мира.

2. Стругацкие - единственные российские писатели, чьи романы на родине читатели обозначают аббревиатурами

По одной из версий, причиной стало негативное отношение советских властей к творчеству братьев Стругацких после публикации романа «Гадкие лебеди» - якобы с помощью такого нехитрого шифра поклонники творчества фантастов избегали возможных неприятностей с официальными органами. По другой - это связано с тем, что имена писателей после появления их первых произведений читатели для удобства обозначения сократили до АБС, а потом перенесли этот принцип на названия романов.

«Страна багровых туч» — СБТ
«Трудно быть богом» — ТББ
«Понедельник начинается в субботу» — ПНС и другие.

Аркадий и Борис Стругацкие, 1965 год

3. Выражение «И ежу понятно» стало популярным благодаря братьям Стругацким

Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И).

Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

4. Система Каспаро-Карпова была упомянута в повести Стругацких задолго до того, как миру стали известны Каспаров и Карпов

В повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век» упоминается система Каспаро-Карпова — метод, который использовали для снятия «копии» мозга и построении его математической модели. Повесть была опубликована в 1962 году — Анатолию Карпову тогда было только 11 лет, а Гарри Каспаров ещё не родился.

5. Некоторые современные реалии были предсказаны Стругацкими в их произведениях

  • Экстремальный спорт — «Рыбари» с их прыжками через высоковольтные провода и прочими развлечениями.
  • Википедия — Всемирное книгохранилище в «Понедельник начинается в субботу» и Большой Всепланетный Информаторий в цикле XXII века, хотя последний выполнял также функции глобальной телефонно-адресной базы данных.
  • 5-D кинотеатры — «Массовые обонялища и массовые осязалища», невозбранно скопипащенные с антиутопии «О дивный новый мир!» Олдоса Хаксли (1932 г. н.э.), в полуденном мире:
  • Ружье для пейнтбола — ляпник, описаный за 17 лет до первой пейнтбольной битвы в «Хищные вещи века», 1964 год и другие.

Аркадий Стругацкий

6. ​Аркадий Стругацкий прекрасно знал японский

Фантаст учился в Военном институте иностранных языков, а позже служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Его специализацией были английский и японский языки. Даже после демобилизации работу по переводу иностранной литературы он не оставил.

Борис Стругацкий, 1960-е годы

7. ​Фантаст без компьютера

По воспоминаниям родных и близких Аркадий Стругацкий был очень консервативен в технике. Даже когда у брата Бориса появился свой персональный компьютер, Аркадий Натанович не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

8. Братский жребий решал судьбу сюжетной линии

Стругацкие, Аркадий и Борис Натановичи

Аркадий Натанович (1925—1991) и Борис Натанович (р. 1933) — видные прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, лидеры сов. НФ 1960—1980-х гг.; классики современной фантастической, влияние которых на ее развитие бесспорно; авторы повестей и романов, вошедших в «золотой фонд» современной отечественной литературы: «За миллиард лет до конца света», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», Волны гасят ветер», «Гадкие лебеди», «Пикник на обочине», «Град обреченный» и др. А. Н. С. — специалист-востоковед — известен также как переводчик классической японской литературы и англо-американской фантастики (часто под псевдонимом С. Бережков), автор повестей «Экспедиция в Преисподнюю», «Дьявол среди людей», «Поиски предназначения» и «Подробности жизни Никиты Воронцова», созданных без участия брата под псевдонимом С. Ярославцев. Б. Н. С. сольно опубликовал роман «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (под псевдонимом С. Витицкий). Лауреаты многих международных литературных премий, в том числе — «За независимость мысли», «Великое Кольцо», «Аэлита», «Интерпресскон», Премия им. Жюля Верна (Швеция), Кэмпбэлла (США) и др. Ряд произведений экранизирована (фильмы «Дни затмения», «Трудно быть богом», «Искушение Б», «Чародеи»).

На всем протяжении творческой деятельности С. выступали как горячие пропагандисты и публицисты фантастики, авторы предисловий и послесловий, выступлений на актуальные темы жанра. Статьи, выступления и интервью С. объединены в пятитомник «Стругацкие о себе, литературе и мире» (1991—1994) и сборник «Куда ж нам плыть?» (1991), в которые вошла также ранее не опубликованная НФ публицистика.

Библиография:
1. Куда ж нам плыть?: Сб. публицистики // Сост. В. Казаков. — Волгоград, 1991. — 127 с.

2. Стругацкие о себе, литературе и мире: Полное собр. всех нехудожеств. произведений: Сб. статей, интервью, выступл. // КЛФ «Алькор»; «Людены»; МП «Цефей»; Обл. юнош. б-ка. — Омск, 1991—1994. — Вып. 1: 1959—1966 гг. // Сост. М. Исангазин. — 1991. — 124 с.; Вып. 2: 1967—1975 гг. // Сост. С. Бондаренко. — 1993. — 96 с.; Вып. 3: 1976—1981 гг. // Сост. П. Поляков. — 1993. — 125 с.; Вып. 4: 1982—1984 гг. // Сост. П. Поляков. — 1994. — 165 с.; Вып. 5: 1985 и прочие гг. // Сост. П. Поляков. — 1994. — 109 с.

Лит.: Амусин М. Братья Стругацкие: Очерк творчества. — Иерусалим: Бесэдер, 1996. — 187 с.; Исангазин М. Стругацкие в калейдоскопе критики: Библиогр. указ. // КЛФ «Алькор»; Обл. юнош. б-ка. — Омск, 1989. — 28 с.; Казаков В., Керзин А., Флейшман Ю. Аркадий и Борис Стругацкие: Библиогр. / ВС КЛФ; Фэн-группа «Людены». — Саратов, 1991. — 48 с.

Стругацкие, Аркадий Натанович и Борис Натанович

Видные рус. сов. прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные сов. писатели-фантасты за рубежом (на нач. 1991-х гг. — 321 книжное изд. в 27 странах); классики совр. НФ, влияние к-рых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить. А.Н. (1925-1991) род. в Батуми (ныне — Грузия), в 1925 г. вместе с семьей переехал в Ленинград (ныне — СПБ), вскоре после нач. Великой Отечественной войны был эвакуирован с отцом из блокадного города (позже эвакуировались мать и Б. Н.); жил в г. Ташле близ Чкалова (ныне — Оренбург), где и был призван в армию, учился в Актюбинском артиллерийском уч-ще, в 1943 г. был откомандирован в Моск. воен. ин-т иностр. яз., к-рый окончил с дипломом переводчика-япониста; в армии прослужил до 1955 г. (в осн., на Дальнем Востоке). После демобилизации жил в Москве, работал в ред. реферативного журнала, в изд-вах Детгиз и Гослитиздат (был ред. первых НФ книг С. Гансовского , А. Громовой , Е. Войскунского и И. Лукодьянова и др. авторов сов. НФ, сб. «Мир приключений»). Печататься начал с 1958 г., опубл. в соавт. с Л. С. Петровым нефант. повесть «Пепел Бикини» (1958 ); с 1960 г. — професс. писатель; известен также как переводчик англ. и амер. (под псевд. С. Бережков) и яп. НФ, а также классической яп. лит-ры. Чл. СП. Б.Н. род. в Ленинграде в 1933 г., туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-мат. ф-т ЛГУ с дипломом астронома, работал на Пулковской обсерватории; с 1960 г. — професс. писатель. Чл. СП. Печатался, в осн., в соавт. с братом (известен также переводами — в соавт. с братом, под псевд С. Победин и С. Витин — амер. НФ). Лауреат Гос. премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека «, вместе с В. Рыбаковым и режисером К. С. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при СПБ писательской организации. Живет в СПБ. Первая НФ публикация бр. С. — повесть «Извне» (1958; испр. доп. 1960 ). Лауреаты премии «Аэлита»-81.

Широкая известность пришла к бр. С. после публикации первых НФ р-зов, представлявших собой образцы добротной «твердой » (естественнонаучной ) НФ и отличавшихся от др. произв. тех лет большим вниманием к психол. разработке характеров — «Шесть спичек» (1959 ), «Испытание СКР» (1960 ) (см. Изобретения и открытия, Кибернетика, Машины ), «Частные предположения» (1960 ) (см. Сверхсветовые скорости ) и др.; большинство составило сб. «Шесть спичек» (1960 ). Однако в ряде ранних р-зов бр. С. впервые успешно опробовали метод построения собственной истории. будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в сов. НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна , П. Андерсона , Л. Нивена и др., близкое будущее по С. не имело с самого нач. четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато в большей мере был отточен метод «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически; в результате отд. фрагм. со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику — один из самых значительных миров НФ в отечественной лит-ре.

Первый хронологический этап этой схемы приходится на конец 20 — нач. 21 вв., когда происходит интенсивное освоение (ближнего) космоса (см. Космические полеты ), а на Земле в осн. завершается мирный переход от разделенного общества к всепланетному коммунизму . Произв. этого периода, составившие трилогию повести — «Страна Багровых Туч» (1959 ; испр. 1967 — в ант.), «Путь на Амальтею» (1960 ), «Стажеры» (фрагм. 1962 — «Генеральный инспектор»; фрагм. 1962 — «Должен жить»; 1962 ); вторая повесть вместе с р-зами составила сб. «Путь на Амальтею» (1960 ); — объединены общими героями-космонавтами (Быков, Юрковский, Крутиков), чья история простирается от первой героической высадки на Венеру «Стране Багровых Туч» ) до внешне «рутинного» инспекционного вояжа по почти освоенной Солнечной системе (в заключительной книге трилогии). Отдавая дань традиционной космич. романтике, ранние книги бр. С. в то же время выгодно отличались на общем фоне сов. НФ живостью языка, психол. обрисовкой характеров; к достоинствам этих произв. можно также отнести оригинальную разработку мн. «проходных» тем НФ (см. Астрономия и астрофизика, Внеземная жизнь, Звездолеты, Зоология фантастическая, Контакт, Марс, Физика ), а также интересную и глубокую — по сравнению с др. произв. той поры постановку соц. проблем «переходного периода» от разделенного общества к коммунизму (см. Капитализм, Криминология, Экономика ).

Однако подлинной вершиной раннего периода тв-ва бр. С. стали новеллы о «Полдне 22 в.", самая масштабная после «Туманности Андромеды» И. Ефремова — и во многом выигрывавшая по сравнению с неск. дидактичной книгой, в к-рой, по словам бр. С., «им не хватало людей», — утопия в сов. лит-ре, широкая панорама далекого будущего , охватывающая все аспекты, от грандиозной созидательной деятельности человечества на Земле и в космосе (см. Автоматизация, Биология, Генная инженерия, Города, Звезды, Климат, Медицина, Океан, Транспорт ) до индивидуальных моральных и психол. драм (см. Психология ), социологии , быта, морали, системы воспитания детей , спорта и досуга , и т. п. Объединенные общими героями — двумя неразлучными друзьями — «Атосом»-Сидоровым и Комовым, надолго прописавшимися в произв. С. (третий и четвертый «мушкетеры», Костылин и Гнедых, были авторами впоследствие «забыты», зато кумир «четверки» — звездолетчик и специалист по контакту Леонид Горбовский стал одним из их самых любимых персонажей), р-зы цикла составили одну из лучших книг сов. НФ нач. 1960-х гг. — «Возвращение. (Полдень. 22-й век)» (1962 ; испр. доп. 1967 — «Полдень, XXII век. (Возвращение)" ). Ряд р-зов цикла опубл. в ант. — «Великий КРИ» (1961 ) (см. Интеллектроника, Кибернетика ), «Белый конус Алаида» (1961 ; др. — «Поражение»), «Благоустроенная планета» (1961 ) (см. Биология, Внеземная жизнь, Контакт, Пастораль, Экология ), «Свечи перед пультом» (1961 ) (см. Бессмертие, Мозг, Разум ); яркий и парадоксальный р-з «О странствующих и путешествующих» (1963 ) (см. Контакт, Концептуальный переворот, Масштабы пространственные и временные в НФ ) вошел только во 2-е изд.

Отправной тезис бр. С. — люди будущего мало чем отличаются от наших современников (лучших их них), нашедший отражение в программном названии одного из р-зов — «Почти такие же», сыграл положительную роль на определенном этапе развития утопии , как правило, отличавшейся статичностью, декларативностью и патетичностью и отводившей «идеальным людям» роль рупора авторских идей — соц., экономических или религ. — этических, не более того. Между тем, героям «ранних» С. присущи живость характеров, отменное чувство юмора, они подвержены слабостям, сомнениям, совершают ошибки, в т.ч. трагические — как охотник из р-за «Люди, люди...» (др. — «Свидание»), случайно подстреливший разумного инопланетянина (см. Разум, Спорт и досуг ). В целом же мир «Полдня» представляет собой соц. идеал интеллигентов-«шестидесятников», для к-рых творческий труд не требует иных стимулов, кроме свободы заниматься им, а необходимым соц. регулятором служит воспитываемое с детства чувство ответственности перед др. членами социума.

Однако, по мере развития (от книги к книге) худож. мира «Полдня» усиливалось ощущение статичности и внутренней «благости» будущего по С., их оптимистические представления, объяснимые романтическими построениями 1960-х гг., вступали в противоречие c изменениями в окружающей действительности. С целью преодолеть изначально присущую всякой утопии бесконфликтность (или «конфликтов хорошего с лучшим») авторы старались вводить в жизнь «утопийцев» проблемы, разрешить к-рые без моральных потерь было практически невозможно. В повести «Далекая Радуга» (1963 ) это вызванная науч. экспериментом физиков глобальная катастрофа на планете-полигоне, ставящая население перед выбором, кого эвакуировать на единственном звездолете — результаты научн. исследований или детей ; дилемма «наука- человечность» усилена трагическим образом бессмертного ученого , «скрестившего» себя с компьютером (см. Бессмертие, Кибернетика, Мозг, Наука, Сверхсветовые скорости, Физика ). В повести «Малыш» (1971) это пед. проблема контакта с земным ребенком, «космич. Маугли», воспитанным негуманоидными инопланетянами (при решении ее земная цивилизация также терпит моральное поражение); вместе с циклом «Полдень, XXII век» повесть объединена в один том — сб. «Полдень, XXII век. Малыш» (1975 ).

Магистральный путь своего тв-ва, обогативший и значительно ожививший мир «Полдня» (и всю совр. НФ в целом — единственным аналогом в зап. НФ служит тв-во У. Ле Гуин ), бр. С. впервые нащупали в повести «Попытка к бегству» (1962 ), в к-рой остро поставлена проблема вмешательства в ход Истории (см. История в НФ ). В обобщенно-филос. смысле авторов интересует столкновение принципиально «несовместимых» цивилизаций, воплощенное в худож. более выигрышном конфликте частных носителей несовместных систем морали, приводящем к индивидуальному нравственному выбору и индивидуальной же ответственностью перед Историей. Одно из проявление конфликта — столкновение в ряде произв. С. коммунистической утопии «Полдня» с рудиментами фашизма, тоталитаризма и милитаризма на лишь слегка «замаскированных» иных планетах (см. Антифашистская НФ, Контакт, Политика, Социология ). Герой повести, офицер Сов. Армии, необъяснимым способом переносится из фашистского концлагеря в мир «Полдня» и вместе с нов. друзьями, отправляющимися в космич. «турпоход», попадает на планету, где сталкивается со столь знакомым ему — и совершенно неведомым жителям будущей утопии — местным «фашизмом», эксплуатирующим технол. дары галактической сверхцивилизации Странников (см. Война, Спорт и досуг, Телепортация, Технологии ).

Тема «вмешательства» развита и доведена до худож. совершенства в одной из лучших книг мировой НФ последних десятилетий — повести «Трудно быть богом» (1964 ), изд. впервые вместе с «Далекой Радугой» в сб. «Далекая Радуга» (1964 ); экранизирована (см. «Трудно быть богом »). В центре конфликта — один из кардинальных вопросов существования совр. человечества, в год публикации не представлявшийся таким острым и актуальным: вопрос о возможности и нравственной приемлимости какого бы то ни было ускорения естеств. историч. процесса. Трагизм индивидуального выбора подчеркивается душевными терзаниями гл. героя — сотрудника Ин-та экспериментальной истории Антона-Руматы, разведчика, посланного с заданием не вмешиваться, а только наблюдать, на планету, где правит бал ср. — век. варварство, отд. чертами напоминающее и фашизм, и религ. деспотию Инквизиции (см. Религия ), и, насколько оказалось возможным показать в сер. 1960-х гг., сталинский тоталитаризм (см. Социализм ). Несовпадение благородных утопических идеалов «Полдня» с историч. реальностью, в более широком контексте — неизбежный крах любых соц. доктрин, направленных на «улучшение» человечества, — с худож. силой показанное в повести, знаменовало собой ступень внутренней эволюции мира «Полдня», дальнейший отрыв его от лит. традиции принципиально неизменной утопии (см. Оптимизм и пессимизм ).

Если повести «Попытка к бегству» и «Трудно быть богом» несколько обособлены от общей хронологической схемы истории будущего , то трилогия о Максиме Каммерере, создавашаяся С. на протяжении двух десятилетий, непосредственно (через общих героев, целые эпизоды, тщательно разработанную систему взаимопересекающихся ссылок) связана с миром первого сб. — «Полдень. XXII век» , представляя собой дальнейшее развитие (и, по мнению ряда критиков, окончательное «закрытие» темы). Книги трилогии — «Обитаемый остров» (сокр. 1969; испр. доп. 1971 ), «Жук в муравейнике» (1979-80), «Волны гасят ветер» (1985-86), объединенные в одном томе — сб. «Волны гасят ветер» (1989 ), — посвящены, соответственно, юным годам, зрелости и старости Максима.

В первой книге представлена многоплановая и сюжетно богатая панорама «пост-ядерной» антиутопии на планете, где анонимная хунта использует направленное излучение с целью глобального «промывания мозгов «; из рядов обладающих иммунитетов к излучению мутантов воспроизводит пополнение как революционное подполье, так и правящая элита (см. Мир после катастрофы, Политика, Ядерная война ). Чуждый рефлексии Антона-Руматы и по своим физ. и психол. возможностям близкий к «сверхчеловеку «, Максим со свойственным юности энтузиазмом бросается в водоворот местной политики и готов «наломать дров», но вовремя остановлен и взят под свое покровительство опытным земным разведчиком-резидентом Рудольфом Сикорски. В «Обитаемом острове» авторы впервые серьезно обсуждают идею «прогрессорства «, хотя сам термин появился только в повести-продолжении, в к-рой Максим — уже правая рука Сикорски, к тому времени руководителя службы безопасности — Комкон-2 («Комиссии по контактам -2»), охраняющей мир и покой «Полдня». Сюжет построен вокруг тайно ведущегося следствия по делу одного из «космич. подкидышей» — землянина, родившегося из оплодотворенной яйцеклетки, найденной в «инкубаторе» гипотетических Странников (см. Детективная НФ, Криминология ); есть основания полагать, что действиями «подкидышей» управляет заложенная в них генетическая программа, представляющая опасность для земной цивилизации (или не представляющая — авторы намеренно рассыпают по тексту аргументы «за» и «против», не давая героям и читателям спасительных отгадок и т.о. обостряя нравственный выбор в ситуации недостатка информации). Трагическое решение Сикорски, не выдержавшего тяжести ответственности и пошедшего на убийство подозреваемого «носителя угрозы», можно расценить по-разному: как професс. паранойю «спецслужб» (и, как следствие, их несовместимость с утопией ), как продолжение трагического вопроса Ф. Достоевского о построении утопии на крови невинного, — или же как абсурдность упований на то, что в «идеальном» обществе человек будет избавлен от мучительного процесса принятия решения (и моральной ответственности за его последствия). В заключительной повести трилогии, худож. менее удачной, но идейно дерзкой и оригинальной, Максим — теперь уже в качестве руководителя Комкона-2 — расследует цепь загадочных событий, наводящих на мысль о «прогрессорской» деятельности пришельцев на Земле; однако эффектная инверсия ситуации ранних произв. С. приводит к непредвиденной развязке. Оказывается, на Земле (до поры тайно) действуют не агенты гипотетических Странников, а просто нов. элита «избранных», отд. земляне, совершившие гигантский скачок в эволюции и все дальше уходящие не только от человеческих несовершенств и сомнений, но и от человечности (см. Сверхчеловек ). Отд. герои и сюжетные детали связывают с трилогией о Максиме повесть «Парень из Преисподней» (1974; 1976 ), в осн., повторяющая темы др. произв. С. (см. Война, Дети ).

Яркий сатирический дар бр. С. впервые с наиб. силой проявился в не уступающей по популярности апокрифическим романам И. Ильфа и Е. Петрова «сказке для младших науч. сотрудников старшего возраста» — повести (фрагм. 1964; фрагм. 1964 — «Суета вокруг дивана»; 1965 ); вместе с «Парнем из Преисподней» объединена в сб. «Понедельник начинается в субботу» (1979 ); неудачно экранизирована на телевидении в 1982 г. (мюзикл «Чародеи»). Действие повести, органично, легко и остроумно объединяющей рус. сказочный фольклор с «интеллигентским» жаргоном 1960-х гг., развертывается в стенах НИИ чародейства и волшебства (НИИЧАВО), где трудятся совр. ученые — маги (см. Магия, Мифология в НФ, Наука, Сатирическая НФ, Сверхъестественное, Юмористическая НФ ). Значительно более резкой и политизированной вышла повесть-продолжение «Сказка о Тройке» (1968; 1972 — ФРГ; испр. доп. 1987 — СССР), отразившая соц. изменения, происходившие в стране в конце 1960-х гг. (и обусловившие изменение отношения «верхов» к тв-ву С.); первое книжное изд. повести увидело свет лишь в эмигрантском сб. «Улитка на склоне. Сказка о тройке» (1972 — ФРГ). М.б., в те годы еще неосознанно, авторы били не по частным извращениям, а по самой, насквозь обюрократившейся системе тоталитаризма: «Тройка» в заглавии наводит на мысль скорее о чрезвычайных трибуналах сталинской эпохи, нежели о романтическом образе Руси — «птице-тройке» — у Н. Гоголя .

Из др. ранних произв. сатирической НФ в тв-ве бр. С. выделяется стоящая особняком повесть «Хищные вещи века» (1965 ); впервые изд. вместе с «Попыткой к бегству» в одном томе — сб. «Хищные вещи века» (1965 ). Это оригинальная для своего времени попытка развенчать потребительскую «утопию » — рай сытых и бездуховных мещан, представляющий собой, по мнению авторов, «питательный бульон» для зарождения фашизма (см. Антифашистская НФ, Экономика ); всем довольные и обеспеченные жители некоей Страны Дураков готовы полностью отдаться сладостному наркотику потребления — и уже добровольно испытывают на себе реальный супернаркотик, выводящий наружу подсознательные желания и превращающий человека в их раба (см. Изобретения и открытия, Искусство, Психология, Спорт и досуг ). Тема получила развитие в остроумном «продолжении» Г. Уэллса (см. Вторжение, Марс ) — памфлете «Второе нашествие марсиан» (1967), в к-ром земные обыватели охотно идут в услужение пришельцам (те в буквальном смысле рассматривают землян как «дойных коров») в обмен на дармовой марсианский «самогон»; вместе со «Стажерами» повесть объединена в одном томе — сб. «Стажеры. Второе нашествие марсиан» (1968 ).

Начиная со 2-й пол. 1960-х гг., времени окончательно оформившегося отката от хрущевской «оттепели», тв-во С. меняет тональность и достигает глубины и многозначности, беспрецедентных в отечественной НФ и фактически выводящих книги писателей из узкожанрового «НФ гетто» на магистраль общелит. процесса. В то же время растет специфическое «внимание» к каждой нов. книге С. со стороны идеологических инстанций. Никак формально не связанные с диссидентским движением (и не поддавшиеся на неоднократные провокации со стороны тех же инстанций, имевшие целью подтолкнуть писателей к эмиграции), бр. С. все чаще стали испытывать трудности с публикацией произв. на родине, мн. их книги были изуродованы цензурой, а «творческая полемика» с авторами стала носить характер политич. разноса.

К вершинам тв-ва С. можно отнести филос. многоплановую повесть «Улитка на склоне» (фрагм. 1966 ; фрагм. 1968; 1972 — ФРГ; 1988 — СССР), полн. книжное изд. впервые увидело свет на родине писателей в сб. «Волны гасят ветер» (1989 ), куда вошли также повесть «Волны гасят ветер» и роман «Хромая судьба» (не путать с одноим. сб., включающим трилогию о Максиме). Содержащая элементы абсурдистской НФ притча о Лесе и занимающемся его делами сверхбюрократизированном Управлении разделена на два взаимопроникающих сюжета: линию Кандида (намек на известного персонажа Вольтера ), случайно попавшего в Лес и стремящегося из него вырваться, и линию Переца, безуспешно преодолевающего духовную энтропию Управления, чтобы попасть в Лес. Ряд худож. образов повести не поддается однозначной расшифровке; в первую очередь это сам Лес — символ чего-то непознанного, но органического, живущего «своей жизнью», населенного странным «мифол.» народцем, над к-рым производят соц. — биол. эксперименты размножающиеся партеногенезом «амазонки», живой символ бездушного и антигуманного «прогресса» (см. Биология, Женщины в НФ, Миры НФ, Мифология в НФ, Флора фантастическая ).

Др. значительное произв. бр. С. той поры — повесть «Гадкие лебеди» (1972 — ФРГ; 1987 — «Время дождя», СССР); в дальнейшем переизд. как составная часть («роман в романе») романа «Хромая судьба» (1986), вместе с «Хищными вещами века» объединенного в одном томе — сб. «Хромая судьба. Хищные вещи века» (1990 ). Оба произв., во мн. отношениях автобиогр., посвящены судьбе художника в тоталитарном об-ве; в «обрамляющем» романе фантаст. элемент сведен к минимуму, действие происходит в реальных условиях, воспроизводящих нравы хорошо знакомого авторам СП СССР, а герой, писатель Феликс Сорокин, мн. годы пишет «в стол» фантаст. роман о вторжении в повседневную жизнь провинциального городка (дело происходит в неназванной европ. стране) таинственных сил, олицетворяющих будущее. Это будущее не во всем понятно и приятно герою «внутреннего» произв., писателю Виктору Баневу, но оно все-таки лучше, чем откровенно деградирующее настоящее; окончательный и безжалостный приговор существующему порядку выносят дети , все как один уходящие из разлагающегося и гибнущего города к своим воспитателям — мутантам — интеллектуалам, начавшим с экспериментов с климатом , а в финале способных противостоять даже воен. машине правящих кругов.

Из произв. С. 1970-х гг. выделяется повесть «Пикник на обочине» (1972; фрагм. 1973 ), вместе с повестями «Извне» и «Малыш» объединенная в один том — сб. «Неназначенные встречи» (1975 ); доп. славу повести принесла вольная экранизация А. Тарковского (см. «Сталкер »); один из вариантов сценария опубл. в виде киноповести «Машина желаний» (1981 ). В центре повествования — драматический и психол. убедительный образ «сталкера» Рэда Шухарта, неплохого, но запутавшегося паренька, на свой страх и риск совершающего смертельно опасные вылазки в т.н. «зоны Посещения» — места транзитных посадок таинственных пришельцев , оставивших после себя множество непонятных артефактов (см. Вторжение, Контакт, Криминология ); именно последние составляют горький хлеб сталкеров (за нежданными инопланетными дарами нелегально охотятся все — от ученых до воен. и криминальных структур). Более облегченный — в форме иронической детективной НФ — вариант контакта изображен в повести «Отель «У погибшего альпиниста» (1970; доп. 1982 ); также экранизирована (см. «Отель «У погибшего альпиниста »). Нежданному контакту с загадочной вселенской силой (гипотетически названной Гомеостатическим Мирозданием), почему-то стремящейся любой ценой воспрепятствовать отд. науч. исследованиям, подвергаются ученые — герои повести «За миллиард лет до конца света» (1976-77); вместе с «Пикником на обочине» и «Трудно быть богом» объединена в одном томе — сб. «За миллиард лет до конца света» (1984 ); экранизирована (см. «Дни затмения »). Повесть можно читать и как хорошо известную авторам по собственному опыту психол. и нравственную драму творческого человека, вынужденного работать «под прессом» (см. Живые миры, Искусство, Наука ).

Среди последних произв. С. наиб. значительным представляется объемный и многоплановый роман «Град обреченный» (1988 -89; 1989 ), фрагм. к-рого были написаны еще в нач. 1970-х гг. Действие романа происходит в Городе , расположенном вне пространства и времени, куда, с целью грандиозного соц. эксперимента, некие (видимо, инопланетные) Наставники выдергивают из разл. времен группу землян; ничего не объясняя «подопытным», экспериментаторы воочию наблюдают за столкновением культур и мировоззрений (см. Боги и демоны, Политика, Социология ). Эксперимент идет неудачно, ввергая испытуемых в хаос гражданских войн , экономических и экологических катастроф, фашистских путчей и т. п. потрясений, прозорливо увиденных авторами в ту пору, когда подобное представлялось читателям мрачной «фантастикой» (см. Антиутопия, Антифашистская НФ, Социализм, Экология, Экономика ). Особенно интересен центр. образ комсомольца-сталиниста 1950-х гг., сделавшего в Городе завидную карьеру (вплоть до подручного фашиствующего диктатора); при этом герой не выведен законченным злодеем и циником, скорее это удачный собирательный образ современников и соотечественников С., также переживших на своем веку не одну «сшибку» цивилизаций. Вместе с тем, в романе, как и в др. поздних произв. — повести «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988; 1989 ), пьесе «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990) и сценарии «Пять ложек эликсира» (1985), по к-рому был поставлен фильм «Искушение Б. «, — явственно отразились приметы определенного творческого кризиса бесспорных лидеров отечественной НФ, своеобразную трагическую точку в к-ром поставила безвременная смерть одного из соавторов — А.С.

Бр. С. известны также произв. детской НФ — «Повестью о дружбе и недружбе» (1980 ), а также повестью, написанной одним А. С. (под псевд. С. Ярославцев) — «Экспедииция в Преисподнюю» (1974 — в ант.; отд. изд. 1988 ). Перу «С. Ярославцева» принадлежит также «взрослый» р-з «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984).

Вл. Г., В. Р.

Др. соч .:
Сб. «Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу» (1967 ).
Сб. «Трудно быть богом» (1980 ).
Сб. «Жук в муравейнике» (1983 ).
Сб. «Стажеры» (1985 ).
Сб. «За миллиард лет до конца света. Пикник на обочине. Далекая Радуга» (1988 ).
Сб. «Избранное» в 2-х тт. (1989 ).
Сб. «Отель «У погибшего альпиниста». Пикник на обочине» (1989 ).
Сб. «Посещение» (1989 ),
сб. «Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке» (1992 ).

Лит. :
Yvonne Howell «Apocalyptic Realism» (1990) — англ. яз.;
Stephen W. Potts «The Second Marxian Invasion: The Fiction of the Strugatsky Brothers» — англ. яз.;
Teresa Dudek «Tworczosc Arkadiego i Borysa Strugackich» (1991) — польск. яз.;
Wojciech Kajtoch «Bracia Strugaccy» (1993) — польск. яз.

Струга цкие, братья,

Общий литературный псевдоним А. Н. и Б. Н. Стругацких. См. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н.

Струга цкий, Аркадий Натанович

Род. 1925, ум. 1991. Прозаик, кинодраматург, переводчик (псевд. С. Бережков ), автор социально-философских фантастических романов, повестей, рассказов, пьес. Член Союза писателей СССР. Лауреат премии «Аэлита»-81. Вместе с братом, Б. Н. Стругацким, создал целый ряд произведений: «Страна Багровых Туч», , (1962; 2-я ред. 1967 — «Полдень, XXII век. (Возвращение)"), «Далекая Радуга» (1963), «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Хищные вещи века» (1965), «Улитка на склоне» (1966, полностью опубл. 1988), «Сказка о Тройке» (1968), «Стажеры» (1968), «Второе нашествие марсиан», , (1970), «Малыш» (1971), «Пикник на обочине» (1972), «Гадкие лебеди» (1972, «Время дождя», 1987), «Парень из Преисподней» (1974; 1976), «За миллиард лет до конца света» (1976—1977), «Жук в муравейнике» (1979—80), «Пять ложек эликсира» (1985), «Хромая судьба» (1986), «Волны гасят ветер» (1985—86), «Град обреченный» (1988—89), «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988), «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990). Военный переводчик с японского языка. Редактор первых книг советских фантастов (С. Гансовского, А. Громовой и др.). Литературный дебют — повесть «Пепел Бикини», (1958, с Л. Петровым). Литературный дебют с братом — повесть «Извне» (1958). Под псевдонимом С. Ярославцев выпустил фантастическую повесть для детей «Экспедиция в Преисподнюю» (1974) и рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984).

Струга цкий, Борис Натанович

Род. 1933. Прозаик, кинодраматург, автор социально-философских фантастических романов, повестей, рассказов, пьес. Член Союза писателей СССР. Лауреат премии «Аэлита»-81. Лауреат премий «Интерпресскон» и «Странник» (1996). Астроном. Сотрудник Пулковской обсерватории (до 1960 г.), затем профессиональный писатель. Вместе с братом, А. Н. Стругацким (см.), создал целый ряд произведений: «Страна Багровых Туч», (1959), «Шесть спичек» (сборник рассказов, 1960), «Путь на Амальтею» (1960), «Стажеры» (1962), «Попытка к бегству» (1962), «Возвращение. (Полдень. 22-й век)", (1962; испр. доп. 1967 — «Полдень, XXII век. (Возвращение)"), «Далекая Радуга» (1963), «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Хищные вещи века» (1965), «Улитка на склоне» (1966, полностью опубл. 1988), «Сказка о Тройке» (1968), «Стажеры» (1968), «Второе нашествие марсиан», (1968), «Обитаемый остров» (сокр. 1969; испр. доп. 1971), «Отель «У погибшего альпиниста», (1970), «Малыш» (1971), «Пикник на обочине» (1972), «Гадкие лебеди» (1972, «Время дождя», 1987), «Парень из Преисподней» (1974; 1976), «За миллиард лет до конца света» (1976—1977), «Жук в муравейнике» (1979—80), «Пять ложек эликсира» (1985), «Хромая судьба» (1986), «Волны гасят ветер» (1985—86), «Град обреченный» (1988—89), «Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя» (1988), «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990). Под псевдонимом С. Витицкий опубликовал написанные без участия брата романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995). Под псевдонимами С. Победин, С. Витин публиковал в соавторстве с братом переводы американской фантастики. Руководитель семинара молодых фантастов при СПБ писательской организации.

Стругацкий, Борис Натанович

Писатель; родился 15 апреля 1933 г.; в 1955 г. окончил математико-механический факультет ЛГУ; работал в Пулковской обсерватории; со второй половины 50-х вместе с братом Аркадием Стругацким (1925—1991) занимался литературной деятельностью; в 1958 г. в журнале «Техника — молодежи» был опубликован первый рассказ братьев Стругацких «Извне»; за более чем 30 лет совместного творчества написаны свыше 25 фантастических романов, повестей и рассказов, в том числе принесшие авторам широкую известность: «Полдень 22-го века», «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Град обреченный» и др.; лауреат международной премии Хьюго в области научной фантастики; лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства 2001 г.; член Союза писателей России; женат, имеет сына.

Публикации раздела Литература

Жизнь на грани фантастики

Д ва человека – один писатель – Аркадий и Борис Стругацкие вместе создали около 30 романов и повестей, более двух десятков рассказов. Их произведения экранизировали такие режиссеры, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Алексей Герман.

Братья Стругацкие были для читателей проводниками в другой, вымышленный мир. И какие бы параллельные вселенные они ни придумывали, в центре внимания всегда оставался человек со своими сильными и слабыми сторонами. Из-за этого выдуманные или предсказанные миры вдруг становились осязаемыми, знакомыми и оттого актуальными.

Первые художественные тексты Аркадий Стругацкий написал еще до Великой Отечественной войны. К несчастью, все рукописи пропали в блокадном Ленинграде. Первый законченный рассказ «Как погиб Канг» датируется 1946 годом. Его опубликовали в 2001 году.

Фрагмент статьи Александра Мирера «Непрерывный фонтан идей», журнал «Измерение Ф» (№3, 1990 г.):

«Я познакомился с Аркадием Натановичем Стругацким в 1965 году. Это было время бури и натиска в фантастике, это было сразу после того, как вышла повесть «Трудно быть богом». Сейчас уже трудно представить, что мы жили без Лема, Бредбери, Азимова и без Стругацких. Сегодня нам кажется, что Стругацкие были всегда, и вот уже немолодые люди говорят мне: «А я вырос на Стругацких!» И когда я спрашиваю: «Извини пожалуйста, но тебе за пятьдесят, как ты мог на Стругацких вырасти?», он совершенно спокойно отвечает: «Они меня перевернули!»

«Трудно быть богом» было что-то вроде разорвавшейся бомбы. Хотя мы тогда уже читали «Солярис» и «Непобедимый». Тогда два имени тотчас же встали рядом: Станислав Лем и братья Стругацкие. Я очень хорошо помню, как носился тогда по знакомым и всем кричал: «Говорил я вам, что «Страна Багровых туч» – это заявка на больших писателей? Нате – читайте!» Под этим впечатлением я, наверное, фантастику писать и начал. В некотором роде я «крестный сын» повести «Трудно быть богом».

Начав писать фантастику, я довольно быстро попал на семинар – как это ни смешно звучит – «Молодой гвардии». Тогда там была прекрасная редакция фантастики под руководством Сергея Жемайтиса, который, кстати, первым стал публиковать Стругацких массовыми тиражами, несмотря на топания ногами, партвзыскания и разгромы. На этом-то семинаре я и познакомился с Аркадием Натановичем. <...> Тогда я воспринимал его: «Это же сам Стругацкий!», «Это же братья Стругацкие!» – то есть уже в то время для нас это были классики, для меня-то уж во всяком случае. Спустя годы, <...> мы с Аркадием Натановичем подружились.

Надо сказать, что, очевидно, главная черта Аркадия Натановича – это рыцарственность. За много лет я как-то не сумел подобрать лучшего слова. Он удивительно мягкий человек, несмотря на внешние всевозможные офицерские штучки и приемчики. <...>

Есть такая гнусная вещь, как литературный табель о рангах. По этому табло идет абсолютно другой счет... скажем так: фантомный счет. По счету миллионов людей, братья Стругацкие – это огромное явление в советской и частично в мировой литературе. То есть я лично считаю, что они как минимум в числе пяти лучших прозаиков второй половины XX века. <...>

Аркадий и Борис Стругацкие

Часто спрашивают, как Аркадий Натанович и Борис Натанович работают вместе – они что, съезжаются на станции Бологое? В литремесле, как и в любом другом, имеются свои трудности. Самая главная трудность – то, что это абсолютно индивидуальное производство, в котором нет ОТК (отдел технического контроля. – Прим. «Культура.рф» ). Одна из наиболее важных составляющих любого творческого человека – это способность к самокритике. Смотрите, что получается: Стругацкие – невероятно плодовитые писатели, в 60-е годы они выдавали книги на гора одну за другой, одну лучше другой, потому что внутри этого дуэта совершенно замечательное распределение ролей. Одна из черт характера Аркадия Натановича – это непрерывно работающее воображение. Он непрерывно изобретает. У Козьмы Пруткова было: «Если у тебя есть фонтан – заткни его». Аркадий Натанович как раз и есть фонтан, который никто «заткнуть» не мог никогда. И когда они стали работать вместе, то оказалось, очевидно, что Борис Натанович именно та критическая составляющая, которая фонтан затыкает в ту самую минуту, когда это нужно: «Стоп. Это мы записываем».

Эта черта Аркадия Натановича – непрерывное генерирование идей Аркадием Натановичем – доставляет массу удовольствия окружающим его людям. Он может увлекательнейше сымпровизировать, к примеру, о своем военном прошлом. Я помню эти рассказы – совершенно замечательные, – он в них всегда выступал в каких-то смешных ролях, отнюдь не героических. Например, имелся цикл устных рассказов, как Стругацкого заставили работать адъютантом и поэтому ему пришлось ездить на лошади. Соответственно, его лошадь скидывала с себя, соответственно, она обдирала его о ветви деревьев. Когда он, несчастный, пересел на одноколку, то жеребец, на котором он ехал, бросился через забор, потому что за забором была кобыла... и одноколка повисла на заборе вместе со Стругацким. Когда он дежурил в военной школе – в то время всем офицерам при дежурстве полагалось носить шашки и салютовать ими, – то на утреннем рапорте он едва не зарубил своего начальника школы. А когда Стругацкий удалялся в самоволку, то последствия были совершенно сокрушительные... Какие-то из этих историй, очевидно, были трансформированы из действительных происшествий, а какие-то – блестяще и разветвленно выдумывались на ходу.

Непреоборимое писательское начало Аркадия Натановича как раз и чувствуется в этом фонтане идей, который всегда работает. Может быть, из-за этого Аркадию Натановичу немедленно становилось неинтересным то, что уже написано. Я не знаю как Борис Натанович, а Аркадий Натанович всегда любит свою последнюю вещь. Какое-то время он ее любит – до тех пор пока не появляется новая. Но она ему уже не интересна – потому что впереди новое, надо еще что-то выдумывать, и сейчас вот идет эта выдумка. Между прочим, по-моему, эта черта – обычно гибель для творческого человека. Скажем, из-за этого Лем перешел на рецензии на ненаписанное: абсолютно сжато излагаются сюжет и главная мысль, и все: выдумано и не буду я с этим возиться! А благодаря дуэту Стругацкие смогли все это дело реализовать!»

«Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Аркадий и Борис Стругацких. «Трудно быть Богом»

Братья Стругацкие. Дети Полудня