Образ Собакевича (поэма Н.Гоголя "Мёртвые души"). Образ Собакевича в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души Образ собакевича в поэме мертвые души презентация

Разделы: Литература

Цели:

  • разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
  • развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;
  • развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
  • работа с ключевыми понятиями;
  • воспитывать читательскую культуру школьников

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, портреты помещиков, выставка книг.

ХОД УРОКА

1. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.

Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?

Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».

2. Постановка проблемного вопроса:

– Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?

3. Выдвижение гипотез:

– Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней говорится о покупке мертвых душ»
– По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.

4. Повторение старого материала с целью проверки гипотез.

Учитель предлагает вспомнить произведения Грибоедова, Лермонтова.

– Вспомните комедию Грибоедова. Ведь ей можно было бы дать название, допустим, «Приключения Чацкого в Москве».Почему Грибоедов назвал комедию «Горе от ума»?
Какой смысл вложил он в это название?

Ученик: Грибоедов хотел этим названием подчеркнуть, что умного, передового человека не ценят в дворянском обществе. Название подчеркивает непримиримость, конфликт между передовым, просвещенным человеком и реакционным, отсталым дворянством.

Учитель: А какой смысл названия романа Лермонтова? Почему он не назвал, скажем, «Жизнь Печорина»?

Ученик: Называя роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов подчеркивает типичность Печорина для 80-х годов. В предисловии к роману Лермонтов писал: «Герой нашего времени …» точно портрет, но не одного человека. Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Учитель резюмирует: Как видите, название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.

5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.

Учитель: Обратимся снова к Гоголю. Какой же смысл вкладывает он в название поэмы? Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем мы в понятие «душа», когда говорим: «Это человек с душой», «Человек прекрасной души»?
– Душа – это прекрасные внутренние качества человека.
– Мы подразумеваем под этим понятием благородные стремления человека. Это внутренний, духовный мир человека.

Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?

Учащиеся пересказывают близко к тексту отрывки из 5-й главы. Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.

Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?

При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:

– Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?

Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.

Учитель: Когда Чичиков приехал к Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о чем говорить с хозяином дома, как прервать неловкое молчание.
Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О политике, искусстве, о судьбе России, о литературе? – Нет, этого оскотинившегося помещика не интересуют такие вопросы.
И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно молчаливый Собакевич оживляется и даже становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о том, что его интересует. Когда же и почему оживляется Собакевич?

Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».

6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.

Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?

Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.

Учитель: А что интересует Собакевича?

Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).

7. Презентации учащихся

Учитель: Следует подчеркнуть, что Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека.
Разные бывают патриоты. Они дорожат историей своей страны, другой – культурой, третьему дороги военные победы родной страны. А Собакевич, как видите, патриот особого рода. Его нельзя назвать патриотом России – это патриот русского желудка.
В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя хорошим хозяином.
Он хорошо знает деловые качества своих крестьян.
Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у Манилова?

Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.

(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)

Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?

Учитель: У Собакевича взгляды крепостника. Крестьяне для него – рабы, источник дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него «душа человеческая все равно, что пареная репа», и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика дайте».
Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится только к крепостным, а к людям своего круга – иное отношение?

Ученик: Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.

Учитель: Подобные помещики, крепкие хозяева, убежденные крепостники, были надежной опорой реакции, оплотом самодержавно-крепостнического строя. Собакевич выступает в поэме как символ аракчеевщины.

Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие.

Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:

а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.

8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы

Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?

Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.

Учитель: На плакате слова Герцена, раскрывающие название поэмы: «Не ревизские мертвые души, а все эти Собакевичи, Ноздревы и т.д…» – и портреты помещиков. Именно так понимал смысл названия А.И.Герцен. Работа над образами помещиков продолжается.

9. Домашнее задание

1. Работа с текстом по образам помещиков.
2. Работа в группах: каждый участник группы получает карточку с индивидуальным заданием, ответы, на которые он должен записать в тетрадь. Также каждая группа получает карточку с общим заданием для всех.
3. По выбору (желанию): написать гимн Собакевича.

Cлайд 1

Образ Собакевича в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Выполнила Жалыбина Светлана Ивановна Учитель высшей категории Лицей 14 г. Ставрополь

Cлайд 2

Cлайд 3

Рождение Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь

Cлайд 4

Описание деревни Собакевича Деревня была довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у нее с право и слева. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, кокай идет только на мельницы да на корабли. Все было упористо, без пошатки, в каком то крепком и не уклюжем порядке

Cлайд 5

Описание господского дома Посреди деревни виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как стоят для военных поселений и немецких колонистов. Фронтон не пришелся по середине дома… Не четыре колонны, как было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. На конюшне, сарае и кухне были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. На стенах висели картины греческих полководцев, гравированные во весь рост. Потом следовала гераиня греческая Бобелина, у которой одна нога казалось больше чем все туловище. У самого окна, весела клетка из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками очень похожий на Собакевича. В комнатах все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого

Cлайд 6

Описание внешнего вида помещика Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчетливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрева или мелочному накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Автор называет Собакевича – патриотом русского желудка!

Cлайд 7

Отношение помещика к предложению Чичикова - Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, как бы речь идет о хлебе. Извольте я готов продать. «Черт возьми,- подумал Чичиков про себя,- этот уж продает прежде, чем я заикнулся!» - Чтобы не запрашивать с вас лишнего по сто рублей за штуку! – сказал Собакевич. После всех споров на счет цены, Чичиков сказал – «кажется, между нами происходит, какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу это объяснить» Собакевич ответил - вам понадобились души, я и продаю вам, и будите раскаиваться, что не купили.

Cлайд 8

Отношение Чичикова к помещику Сам Собакевич показался Чичикову похожим на медведя средней величины – его даже звали Михайлом Семеновичем. На нем был надет медвежьего цвета фрак и длинные панталоны. Ходил он неуклюже и постоянно наступал кому-то на ноги. Телосложения он был довольно крепкого, «шеей не ворочал вовсе» и редко смотрел на человека, с которым разговаривал. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.

Cлайд 9

Купля продажа «мертвых душ» Вся история купли продажи началась с того что Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сто рублей за штуку!» - По сто!-вскричал Чичиков, разинув рот. -А какая, однако ж, ваша цена??? -Моя цена, по восемь гривенок за штуку! -Да че крупитесь? – ответил Собакевич. – другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор. После всех споров Собакевич сказал: «Мое последнее слово, пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле нигде не купите такого хорошего народа!»

«Гоголь Мёртвые души» - Николай Васильевич Гоголь. 1809 - 1852. Плюшкин. Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. Нищета, пьянство, всеобщая лень, бестолковщина – так выглядит крепостная деревня. Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать. Ноздрев.

«Поэма Мёртвые души» - Авантюризм. Плюшкин. Беспринципность. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Н. В. Гоголь. Наглость. Бесхозяйственность. Мот и кутила. Невежественность. Бессмертная душа человека мертва. Законченным оказался только 1-й том.

«Н.В.Гоголь Мёртвые души» - Коробочка. История создания. «..Господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок…». Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов. Чичиков. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин. Работу подготовил Литвинюк Григорий. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и коробочка не похожи друг на друга.

«Поэма Гоголя Мёртвые души» - Гоголь в Риме. 8. Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте. 6. Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия. 2. А.С. Пушкин. Цели урока: Рисунок гоголя к поэме. 1) З.А. Волконская 2) рис. Ф. Моллер.

«Урок Мёртвые души» - Сведения по теории литературы. Порядок анализа образов помещиков: Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… Выполнила: учитель Чернореченской СОШ Бекмухаметова Г.М. Русских учеников совсем мало. Эпиграф к уроку: Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. «Начал писать «Мёртвых душ».

«Николай Гоголь Мёртвые души» - Биография. Первый период творчества. 1842 – 1855гг.- последний период. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв. Реализация авантюры Чичикова. Замысел произведения. Сюжет. Содержание. Николай Васильевич Гоголь. Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791-1868), из помещичьей семьи.

Всего в теме 22 презентации




Рождение Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь


Описание деревни Собакевича Деревня была довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у нее с право и слева. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, кокай идет только на мельницы да на корабли. Все было упористо, без пошатки, в каком то крепком и не уклюжем порядке


Описание господского дома Посреди деревни виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как стоят для военных поселений и немецких колонистов. Фронтон не пришелся по середине дома… Не четыре колонны, как было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. На конюшне, сарае и кухне были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. На стенах висели картины греческих полководцев, гравированные во весь рост. Потом следовала гераиня греческая Бобелина, у которой одна нога казалось больше чем все туловище. У самого окна, весела клетка из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками очень похожий на Собакевича. В комнатах все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого


Описание внешнего вида помещика Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчетливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрева или мелочному накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Автор называет Собакевича – патриотом русского желудка!


Отношение помещика к предложению Чичикова - Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич очень просто, как бы речь идет о хлебе. Извольте я готов продать. «Черт возьми,- подумал Чичиков про себя,- этот уж продает прежде, чем я заикнулся!» - Чтобы не запрашивать с вас лишнего по сто рублей за штуку! – сказал Собакевич. После всех споров на счет цены, Чичиков сказал – «кажется, между нами происходит, какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу это объяснить» Собакевич ответил - вам понадобились души, я и продаю вам, и будите раскаиваться, что не купили.


Отношение Чичикова к помещику Сам Собакевич показался Чичикову похожим на медведя средней величины – его даже звали Михайлом Семеновичем. На нем был надет медвежьего цвета фрак и длинные панталоны. Ходил он неуклюже и постоянно наступал кому-то на ноги. Телосложения он был довольно крепкого, «шеей не ворочал вовсе» и редко смотрел на человека, с которым разговаривал. Сам Собакевич показался Чичикову похожим на медведя средней величины – его даже звали Михайлом Семеновичем. На нем был надет медвежьего цвета фрак и длинные панталоны. Ходил он неуклюже и постоянно наступал кому-то на ноги. Телосложения он был довольно крепкого, «шеей не ворочал вовсе» и редко смотрел на человека, с которым разговаривал. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.


Купля продажа «мертвых душ» Вся история купли продажи началась с того что Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сто рублей за штуку!» - По сто!-вскричал Чичиков, разинув рот. -А какая, однако ж, ваша цена??? -Моя цена, по восемь гривенок за штуку! -Да че крупитесь? – ответил Собакевич. – другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор. После всех споров Собакевич сказал: «Мое последнее слово, пятьдесят рублей! Право, убыток себе, дешевле нигде не купите такого хорошего народа!»


Собакевич, как истый торговец, представлял свой товар не просто как умерших людей, а как ценных мастеровых: сапожников, плотников, кирпичников и т.д., как будто забыв, что их уже нет. Наконец гость и хозяин сошлись в цене и решили завтра же отправиться в город и оформить купчую. Чичикову пришлось выплатить задаток, но он потребовал расписку. Прощаясь, гость попросил хозяина никому не говорить о сделке, и тот согласился. Вся история купли продажи началась с того что Собакевич сказал – «да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сто рублей за штуку!»



«Образ Манилова» - Манилов. Оригинальный портрет Манилова – героя поэмы Н.В. Гоголя. Приторная любезность и чувствительная фраза. Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы. Раскрыть образ героя с разных сторон. Говорящий портрет. Речевая характеристика. Психологическая характеристика. Для Манилова речь - это чистая поэзия.

«Поэма Гоголя Мёртвые души» - Н.В. Гоголь. А.Иванов. Начало работы над поэмой – 1835г. Н.В.Гоголь. Творческая работа. Поэма «Мертвые души». Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Ф. Моллер. Работа по группам: 1) Проследите маршрут прогулки П.И. Чичикова по городу. Рисунок гоголя к поэме. Прогулки по риму. Приезд Чичикова в город n.

«Анализ «Мёртвых душ»» - Гоголь еще раз обращается к имени Данте. «… в пародии лежит усиление содержания» О. Фрейденберг. Белинский укажет на реально-исторический характер. А.Н. Веселовский в связи с Гоголем. О влиянии «Божественной Комедии» на «Мертвые души». Исстари замешенные образы. С. Шамбинаго. Купреянова. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные черты.

«Образ Чичикова» - Образ Чичикова П.И. Воспоминание. Мертвые души. Чичиков Павел Иванович. Школьная жизнь. Ветхий домишко. Чичиков тих и малоприметен. Деньги. Зло. Надежда.

««Мёртвые души» в иллюстрациях» - Николай Васильевич Гоголь - абсолютный гений. Значительный опыт иллюстрирования «Мертвых душ». Богатство индивидуальных черт. Гоголевские «типы». Повествование притягивает зрителя. Собакевич. Соколов непосредственно вводит в свои иллюстрации изображение народа. Иллюстрации художников – современников Гоголя (XIX век).

«Плюшкин в «Мёртвых душах»» - С одной стороны Гоголь рассматривает Плюшкина, как явление уникальное, исключительное в русской жизни. В ряду «мёртвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца». Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой.