Сообщение о народах пермского края традиции одежда. Регионы России: Пермский край

Шабанова Г.А., Канзепарова Р.И. студентки 1 курса экономического факультета

Научный руководитель: Пугина Г.В., канд. ист. наук, доцент, доцент каф. рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Пермский институт экономики и финансов

Пермь)

Актуальность темы обусловлена усложнением национальных проблем, с которыми сталкивается Россия с конца ХХ столетия, ознаменовавшимся всплеском этнического са- мосознания народов, проживающих на ее территории, что, наряду с радикальными соци- ально-экономическими трансформациями, привело к довольно резким изменениям меж- национальных отношений.

Пермская земля с давних пор является историческим перекрестком многих народов, продвигавшихся вдоль Камы или через Уральский хребет. Благоприятная географическая среда, развитый социально-экономический потенциал, культура, разнообразие природных

богатств вместе с удобными путями сообщений оказали воздействие на формирование национального состава и структуры населения, этносоциальных процессов.

Коренными жителями Пермского края являются коми-пермяки. В 1869 году коми- пермяков в Верхне-Камском бассейне проживало 62130 человек, в 1920 – 114 тыс. чело- век. Они и составили основное этническое ядро образованного в 1925 г. национального округа .

Русское население в Западно-Уральском регионе по происхождению пришлое. Вклю- ченные в XV в. в русское государство верхнекамские земли осваивались русскими кресть- янами Европейского Севера, которые поселялись сначала на землях, заселенных коми- пермяками, а потом и на свободных. В XVII веке вместе с расселением русских заклады- вались в Прикамье основы нового экономического и культурного региона страны (горно- заводская промышленность, транспорт, торговля, обрабатывающие промыслы и др.). В рамках этого региона консолидационные процессы завершились образованием ком- пактной и зрелой в национальном отношении группы населения, ставшей частью русской нации.

После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро засе- ляются, кроме русских, поволжскими татарами и башкирами. Наибольшая их концентра- ция наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях.

Усиление феодально-крепостного гнета и насильственная христианизация в Среднем

Поволжье обусловили процесс переселения с родных мест в Приуралье еще двух народов

– удмуртов и марийцев. В конце XVI – начале XVII вв. они поселились в южных районах Пермского края – удмурты в верховьях р.Буй (Куединский район), а марийцы в верховьях р. Сылвы (Суксунский район).

Кроме того, Урал с давних пор использовался государством как место администра- тивной и политической ссылки. Так, в середине XIX в. здесь находилась крупная диаспора поляков, участников революционных событий 1830-50 гг., оставивших в истории губер- нии заметный след.

В результате Столыпинской аграрной реформы начала XX в. в Прикамье пересели- лись русские крестьяне Псковской и Могилевской губерний, а также белорусы и эстонцы.

Определяющим фактором межнационального общения на территории Прикамья стало экономическое, религиозное и культурное взаимодействие. Русское население переняло от местных манси и коми-пермяков некоторые особенности построения жилища, многое из практики промысловой охоты (приемы, одежду, обувь, поверья), некоторые блюда и при- емы кухни.

Значительное сходство основных форм хозяйственной деятельности усилило сближение русских и коми-пермяков в сфере календарной обрядовости .

Сегодня Пермский край является одним из самых полиэтничных регионов, на терри- тории которого, по результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., проживает 2

635,3 тыс. человек, представляющих 126 национальностей. В таблице 1 представлен этни-

ческий состав населения .

Таблица 1 – Численность населения наиболее многочисленных национальностей, прожи- вающих в Пермском крае (в соотношении с данными переписей прошлых лет)

1989 г тыс.чел.

2002 г тыс.чел.

2010 г тыс.чел.

2010 г 2002 г 2010 г
Все население 3091,5 2819,4 2635,3 93,47 100 100
Русские 2592,2 2401,7 2191,4 91,2 85,2 83,1
Татары 150,5 136,6 115,5 84,5 4,8 4,4
Коми-пермяки 123,4 103,5 81,1 78.4 3,7 3,0
Башкиры 52,3 40,7 32,7 80.3 1,4 1,2
Удмурты 32,8 26,3 20,8 79,1 0,9 0,7
Украинцы 45,7 26,0 16,3 62,7 0,9 0,6

Продолжение таблицы 1

1989 г тыс.чел.

2002 г тыс.чел.

2010 г тыс.чел.

2010 г в % 2002 г в % 2010 г в %
Белорусы 18,8 11,0 6,6 60,0 0,4 0,2
Немцы 15,3 10,2 6,3 61,8 0,4 0,2
Чуваши 10,8 7,0 4,7 67,1 0,3 0,1
Азербайджанцы 3,9 5,8 5,6 96,5 0,2 0,2
Марийцы 6,6 5,2 4,1 78,8 0,2 0,15
Армяне 2,5 5,0 5,4 103,8 0,2 0,2
Евреи 5,5 2,6 1,8 69,2 0.1 0,06
Мордва 4,2 2,3 1,4 60,9 0,1 0,05
Таджики 0,9 2,0 3,5 175,0 0,07 0,13
Узбеки 3,0 2,0 4,2 210,0 0,7 0,16
Молдаване 3,0 2,0 1,3 65,0 0,7 0,05
Грузины 1,6 1,6 1,1 68,8 0,06 0,04
Казахи 2,1 0,8 0,6 75,0 0,03 0,02
Другие национальности 164,0 271,0 130,0 50,0 9,6 4,9

Большинство прикамцев, указавших свою национальную принадлежность, идентифи- цировали себя русскими (83,1%). Численность русских с 2002 по 2010 год сократилась по- чти на 9%. Численность татар уменьшилась на 15,4%, башкир – на 19,7% и удмуртов – на

20,9%. Несмотря на то, что коми-пермяки остались на третьем месте в общей численности населения нашего региона, их число с 2002 г. значительно сократилось (более чем на 22 тыс. человек или на 21,6%). Еще одна особенность региона – это активное формирование новых этнических групп. Так, за счет миграционного прироста практически вдвое увели- чилось численность таджиков, узбеков и др.

Практически все население (почти 96%), проживающее на территории Прикамья, вла- деет государственным языком Российской Федерации – русским языком. Для большин- ства из них он является единственным языком общения.

Результаты переписи населения 2010 года показали, что русский язык считают род- ным (помимо русских) большинство евреев (97%), немцев (92%), белорусов (85%), укра- инцев (76%), мордвы (73%), чувашей (69%), молдаван (52%) и удмуртов (51%), а также более трети населения среди марийцев, татар, грузин и коми-пермяков. В тоже время практически все национальности, традиционно проживающие на территории Прикамья, владеют и своим, и русским языком. В таблице 2 отражено распределение населения мно- гочисленных национальностей по родному языку .

Таблица 2 – Распределение населения по родному языку

Национальность

На 1000 лиц соответствующей национальности,

ответивших на вопрос о родном языке, указали родным

язык, соответствующий национальности русский язык другой язык
русские 998 х 2
татары 637 361 2
коми-пермяки 654 344 2
башкиры 222 229 549
удмурты 493 505 2
украинцы 230 762 8
белорусы 148 850 2
немцы 81 917 2
азербайджанцы 825 166 9
армяне 769 227 4
чуваши 306 692 2
узбеки 843 138 19
марийцы 590 405 5

Продолжение таблицы 2

Таким образом, Пермский край – уникальный регион с точки зрения его полиэтнично- сти. В настоящее время наряду с традиционно проживающими этносами в рамках совре- менных миграционных процессов в Прикамье активно формируются новые этнические диаспоры, что приводит к значительному изменению этнического ландшафта Пермского края. Обновление этнической структуры края оказывает существенное влияние на этнопо- литическую ситуацию. Проведенные социологические исследования фиксируют в сфере национальных отношений скрытые факторы напряженности . Поэтому важно знать и развивать многовековые традиции культурного взаимодействия и связей славян- ской, тюркской, кавказской, финно-угорской, монгольской и иных культур в рамках об- щего евразийского этнокультурного пространства с учетом их истории, культуры, мента- литета, а также создавать благоприятные условия для их развития. Все это должно быть направлено на недопущение конфликтных ситуаций, возможных причин межэтнической напряженности в целях сохранения межнационального согласия и этнополитической ста- бильности.

Список использованных источников

1. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Пермского

края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/

rosstat_ts/permstat/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/score_2010/

2. Сергеева С.В., Гоголин Н.А. Национальные и религиозные отношения в Пермском крае: состояние, проблемы, развитие. Учебное пособие. – Пермь, 2013. – 140 с.

3. Чагин Г.Н. Народы и культура Урала ХIХ – ХХ вв. – Екатеринбург: Сократ, 2002. –

Еще по теме Народы Пермского края: история и современность:

  1. Раздел I Реформирование избирательного права и процесса СССР и РСФСР в 1988-1992 гг.
  2. Раздел VII Электоральная практика в Российской Федерации: 1995-1998 гг.
  3. Раздел X Электоральная практика в Российской Федерации: 2006-2009 гг.
  4. Раздел XIII Предвыборная агитация, избирательные технологии, информационное обеспечение выборов, СМИ и выборы
  5. Раздел IV Выборы и избирательные процедуры в XVIII - первой половине XIX вв.
  6. Исследования по истории выборов в органы земского самоуправления, опубликованные после 1917 г.
  7. Исследования по истории выборов в органы городского самоуправления, опубликованные после 1917 г.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги -

Городская конференция учащихся общеобразовательных учреждений

«Моя Родина – Пермский край»

Тема: Этнический калейдоскоп Прикамья.

Выполнила: ученица 6 «Б» класса, школы № 29

Калина Мария

Руководитель: учитель географии

Березники 2011 г.

Введение. стр.3

Глава 1. История заселения территории Прикамья. стр.4

Глава 2.Исторические особенности народов Прикамья. стр.5

2.1. Русские.

2.2. Коми-пермяки.

2.3. Удмурты.

2.4. Марийцы.

2.5. Манси.

2.6. Татары.

Глава 3.Современный этнический портрет Прикамья. стр.13

Заключение. стр.16

Библиографический список. стр.

Введение.

В последнее время в мире очень не спокойно, то здесь, то там вспыхивают межнациональные конфликты, некоторые из них длятся годами и столетиями. В отличие от этих регионов Пермский край, являющийся многонациональной территорией, сохраняет мирные взаимоотношения народов уже в течении многих столетий. С давних времен на Уральской земле селились народы, разные по языку и уровню социально – бытового развития. Некоторые из них имели длительные связи с ближними и дальними народами. Жители земель на Каме торговали с городами Средней Азии, Ирана, Византии, общались с волжскими булгарами, с западно - сибирскими тюрками. Расположение Урала на рубеже Европы и Азии предопределило сложную этнокультурную историю. В наше время история и культура народов Урала привлекает все большее внимание, поскольку многим людям хочется знать о происхождении своего народа, о значении его материальных и духовных ценностей для края, отечества, мира.


На территории Прикамья мирно уживались уже в течении многих веков коми-пермяки, русские, татары, башкиры, манси, немцы, украинцы, евреи и др. Поэтому целью данной работы стало показать пестрый этнический состав и историю формирования населения Уральского Прикамья, также провести исследование и сравнение этнического состава учеников 6-х классов.

История заселения .

Когда знакомишься с историей и культурой Пермского края, то непременно отмечаешь одну из его особенностей – многонациональность. Переходя от деревни к деревне, можно познакомится со всеми народами населяющими Поволжье и Приуралье.

С давних пор на уральской земле селились народы разные по языку и уровню культурно – бытового развития. Расположение Прикамья на рубеже Европы и Азии предопределило сложную этнокультурную историю.

Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человека ступила на берега Чусовой и древней Камы. Около 6 тыс. лет до н. э. на берегах Камы и Волги сложились основы для будущих финно-угорских народов Евразии.

В I тыс. до н. э. на берегах Камы и Волги складывается единая финноязычная общность – ананьинская. Ее племена стали предками современных финноязычных народов Поволжья и Прикамья.

В I тыс. н. э. это единство распадается на ряд племен, которые в первой половине II тыс. н.э. превратились в древние народности. Были среди них и предки современных коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и родановской археологических культур.

С севера и юго-востока к их территориям примыкали племенные земли чепецкой и вымской культур – предков современных коми и удмуртов.

Освоение Прикамья русскими началось с северных районов. Здесь оюосновываются выходцы с северных русских рек: Двины, Пинеги, Сухоны. Южные районы осваивались башкирами и татарами. В формировании пермских татар принимало участие несколько этнических групп, в разное время проникавших в Прикамье: древнее угорское население, сибирские тюрки, башкирские племена и казанские татары. В XVI-XVII веках на юге Прикамья, по течению реки Буй, обосновалась небольшая группа удмуртов-язычников. Письменные источники XVI века отмечают появление в это время по рекам Ирени и Сылве марийского населения.

Исторические особенности народов Прикамья .

2.1. Русские расселялись преимущественно в Чердынском, Оханском, Осинском, Кунгурском, Пермском, Соликамском уездах.

Жилище . В Прикамье можно выделить четыре основных типа жилищ: двухкамерное (изба, сени), трехкамерная связь (изба, сени, клеть или вторая изба), пятистенок, крестовик. Четырехстенная изба с сенями служила жильем для только что переселившихся семей и беднейшей части населения.

Трехкамерное жилище было основной частью всех известных в Прикамье жилищ. Пятистенки и крестовики являлись принадлежностью преимущественно покоеобразных усадеб.

Интерьер традиционного жилища признан этнографами важной этнической особенностью. В Прикамье преобладал классический вариант планировки с четырьмя секторами: печной угол справа или слева от входа, и печь устьем-челом, шестком – обращена к стене, пртивоположной входу, передний – красный, чистый угол по диагонали от печи, кухонный угол – куть, середа – перед устьем печи, и задняя часть избы, подпорожье – у входной двери.


Вдоль стен, соединяющихся в переднем углу, стояли плотно приставленные к ним широкие лавки. Над окнами параллельно лавкам устанавливались полки – полицы. Непременная принадлежность переднего угла – обеденный стол и полка с иконами – божница, иконница. Над входной дверью от печи до боковой стены устанавливались палати. К печи со стороны входной двери пристраивали шкаф – голбец с дверцами. Он прикрывал лестницу для спуска в подполье – подклет.

Одежда. В качестве верхней одежды крестьяне носили зимой и летом однобортные кафтаны из домашнего сукна – понитки или шабуры. В дорогу надевали шубы, тулупы или зипуны. Все виды верхней подпоясывались широкими поясами – кушаками, опоясками.

Мужчины носили клетчатую рубаху, а также полосатые штаны – порты. Рубахи опоясывали узким пояском – тельником.

У женщин в употреблении был костюм, состоявший из рубахи и сарафана. Поверх сарафана носили короткую душегрею, передник с нагрудником.

На голове мужчины носили валяные из шерсти колпаки и матерчатые картузы с козырьком. Зимой ходили в овчинных шапках. Девушки повседневно носили налобные повязки в виде лент, а в праздники – венки из цветов. Женщины по обычаю закрывали волосы не только платками, но и кокошниками. Праздничные головные уборы украшались золотым шитьем, бисером, жемчугом, бусами, пуговицами.

Мужской и женской обувью традиционно служили лыковые лапти с круглым носком. Широко применялись кожаные коты с пришивными подошвами, без голенищ. Зимней обувью крестьянам служили валенки из овечьей шерсти. В качестве праздничной обуви носили покупные ботинки, полуботинки, а кое-где и туфли.

Питание. В питании русского народа основное место занимали мучные, крупяные и мясные блюда. Хлеб являлся самым необходимым продуктом. Его выпекали из ржаной, овсяной и ячменной муки. Из сдобного теста пекли шаньги с картофельной, творожной, ягодной, ячменной, пшенной начинками. Шаньги смазывали сверху сметаной, толченным конопляным семенем, маком. Пекли также оладьи и пироги. Пироги начиняли рыбой, овощами, травами. Из теста выпекали различные пряники и печенье, которые издавна считались праздничным угощением. Исконно уральским блюдом считаются пельмени. Название, по мнению ученых, произошло от слова языка коми пельнянь, которое на русский язык переводится как хлебное ухо. Начиняли пельмени мясом, рыбой, капустой, грибами, творогом.

Из круп готовили различные каши – пшеничные, овсяные, гороховые, ячменные, гречневые. Ели их с молоком, маслом, квасом, сладким суслом. Из ячменной крупы варили щи, которые чаще называли шти. Разнообразные были кисели – из картофельного крахмала, а также овсяной, ржаной, ячменной и гороховой муки.

Русские употребляли огородные овощи: капусту, лук, морковь, свеклу, редьку, брюкву ; особенно любили репу. Картофель стали выращивать с конца XVIII века. Из мяса предпочтение отдавали говядине и телятине, свинину редко. В северной части, где главным занятием крестьян являлась охота, в рацион питания входило мясо диких животных и дичи – лосей, зайцев, глухарей, рябчиков, уток. В различных видах употребляли рыбу: варили уху, пекли пироги-рыбники; сушеную и вяленую рыбу брали в дорогу. Большим подспорьем в питании служили ягоды, грибы, травы, орехи, соки деревьев. Традиционное питание не обходилось без молока и молочных продуктов. В пищу шло молоко сырое, квашеное, топленое. Для длительного хранения его замораживали. Из молока получали творог, сливки, сметану. Из напитков в ходу были квас и брага из овса, ржи; пиво из ржаного сусла.

С середины XIX века среди напитков стал привычным чай. Помимо покупного чая заваривали листья дикорастущих растений и травы – смородину, шиповник, зверобой, душицу, мяту. Мед употреблялся русскими в пищу как естественный продукт, заменяющий сахар. Питание русских крестьян было разнородным.

Обычаи и традиции. Основными событиями, с которыми соотносились многие обычаи и обряды, являлись православные праздники и связанные с ними периоды годового цикла.

С Рождества до Крещения шли широко распространенные святочные обряды. Большое веселье доставляли ряженые. Молодежь развлекалась гаданием. Святочными увеселениями молодежи повсеместно были посиделки, где развлечения совмещали с работой – девушки пряли, парни вырезали деревянную посуду. Святочный цикл заканчивался Крещением. Важным моментом Крещения является крестный ход на Иордан – прорубь на реке – за святой водой. При этом некоторые купались в ледяной воде, омывали ею руки, лицо.

Главным праздником весеннего цикла была Масленица. Главным моментом масленичного гулянья являлись катания на лошадях и с ледяных гор. Масленичными обрядами заканчивалось веселое и шумное время. Наступивший семинедельный Великий пост наполнялся идеей очищения от грехов, покаяния. После Великого поста наступала Пасха – светлый праздник, длившийся неделю. На Пасху обязательно красили яйца. Ими обменивались в знак приветствия и поздравления, катали по лбу и загадывали желания. К Юрьеву дню приурочивали первый, после длительной зимы, выгон скота. Заканчивался весенний цикл обрядов и праздников Троицей. Накануне в семик. После панихид в церквях приходили на кладбища, устраивали трапезы на могилах, просили прощения у умерших. На Ивана Купала (Иоанна Крестителя) молодежь участвовала в гуляньях с зажиганием костров и обливанием водой. С Петрова дня повсеместно начинали сенокос, и развлечения надолго прекращались. Перерыв в работе допускался лишь в Ильин день. После него приступали к самому важному делу – уборке урожая.

2.2. Коми-пермяки проживали в Соликамском, Чердынском, Оханском уездах. В верховьях р. Язьвы, левого притока Вишеры, на северо-востоке Пермского края.

Жилище. У коми-пермяков были распространены усадьбы схожие с усадьбами русских крестьян. Наиболее распространенным типом коми-пермяцкого жилища является трехкамерная связь. Она объединяла избу – керку, сени – посцдз, клеть – чом. Суровые зимы привели к образованию усадеб со слитным расположением жилища и хозяйственного двора. Повсеместно преобладающим являлся тип дома с постановкой печи в углу рядом с входом и ориентацией устья к противоположной стене. По диагонали от печи находился парадный угол с иконами и столом. Угол против устья печи занимала кухня. Сбоку печь имела пристройку из досок. Под потолком между печью и боковой стеной настилали полати, где спали и хранили постельные принадлежности и одежду. Вдоль стен стояли лавки, а выше окон тянулись полки, на которых хранились предметы прядения, вязания, шитья, а также посуда. В старых коми-пермяцких избах от внешнего угла печи к передней стене дома проходили два бруса для кухонной утвари. В каждой коми-пермяцкой избе имелось подполье, в которое заходили через пристройку у печи.

Одежда . Коми-пермяки длительное время шили одежду из материалов собственного изготовления – холста, сукна, шкур и кож домашних животных. В одежде преобладали четыре цвета – синий, белый, красный, серый. Основу мужской и женской нательной одежды составляла рубаха с рукавами. Мужчины носили рубахи с разрезом на правой стороне груди, со стоячим воротником. Женские рубахи служили не только нижней, но и выходной одеждой, если верхнюю часть и рукава шили из холста лучшего сорта или красивых покупных тканей. Праздничные рубахи украшали вышивкой. Поясной одеждой мужчин являлись штаны – вешьян. Исключительно национальным коми-пермяцким костюмом являлся сарафан (заимствованный у русских в давние времена), сшитый из холщевой пестряди и набивной ткани. Верхняя одежда отличалась меньшим своеобразием, чем нательная. В прохладную погоду надевали холщовые шабуры, а в холодную – суконные понитки. Эту одежду носили и в будни и в прздники. Зимой повсеместно носили шубы и тулупы. Девичьим убором являлись налобные ленты, повязки, венки. Замужним женщинам полагалось носить уборы целиком закрывающие волосы. Мужчины носили летом шляпы и колпаки из овечьей шерсти, с высоким верхом и широкими полями, а зимой – шапки из белого домотканого сукна и из овчины. Пояса не только украшали одежду, но и защищали от злых сил. Мужскую рубаху повязывали узким поясом – тельником, а сарафан – покромкой. Верхнюю одежду подпоясывали широким поясом – кушаком или опояской. Распространенными видами мужской и женской обуви были лапти из липового лыка и бересты, низкие кожаные коты и сапоги с мягкой подошвой, валенки.

Питание. В питании ведущее место занимали хлебные и крупяные блюда. Коми-пермяки готовили разнообразные хлебные изделия. Из квашеного теста пекли ярушники овальной формы и караваи – круглой. В традиционную кухню обязательно входили пироги. Почти каждому празднику предназначался свой пирог. Их стряпали мясными, гороховыми, грибными, капустными, картофельными, творожными, ягодными, с зеленым луком, но самыми любимыми были пироги с рыбой, и молодыми головками полевого хвоща – пистиками. Для коми-пермяцкой кухни характерно разнообразие шанег, оладий, блинов и пельменей.

Добывали и употребляли пернатую дичь – уток, рябчиков, куропаток, глухарей, тетеревов. Ели блюда из лосятины. В рационе коми-пермяков всегда было много рыбы. Её употребляли во всех видах. Из овощей особенно много ели капусты – свежей, квашеной, тушеной. Много потребляли репы, редьки, грибов. Много собирали ягод – клюквы, брусники , черники, морошки, малины. Большое значение имели плоды черемухи, калины, шиповника. Лакомством являлись кедровые орехи. Коми-пермяки довольствовались напитками из ягод рябины, калины, шиповника, клюквы, смородины, а также из моркови, репы, но самыми излюбленными были хлебный квас и пиво.

Обычаи и традиции. Официально коми-пермяки исповедовали православие. Часть населения сохраняла старообрядческие православные традиции. Календарные обряды и праздники коми-пермяков аналогичны русским, однако в них есть свои особенности. Сначала отмечали Рождественский сочельник – вечер накануне Рождества Христова и само Рождество. Готовили сочиво, варили пиво, пекли печенье в виде фигурок животных. С рождества до Крещения совершались святочные обряды и увеселения. Масленица открывала весенне-летний период календаря. Готовились к Масленице заранее и справляли её с четверга по воскресенье. Ходили по домам и принимали угощение. В воскресенье просили друг у друга прощения за явно и неявно нанесенные обиды. Во время Великого поста коми-пермяки выполняли не только церковные требования, но и соблюдали языческие обряды. В Вербное воскресенье приносили ветки вербы и клали их к иконам. Вербой хлестали детей и животных в надежде на то, что это предохранит их от болезней. На Страстной неделе – по церковному календарю – коми-пермяки выполняли обряды, направленные на обеспечение достатка, здоровья людей и домашних животных, на защиту от нечистой силы. Пасху отмечали участием в церковных службах и посещением родных и близких. Обрядовой едой в первую очередь являлись крашенные в красный цвет яйца. Если позволяла погода, то домашний скот отправляли на пастбище в Юрьев день. В Семик устраивали трапезы в честь умерших родственников в доме, храме и на кладбище. В Троицу приносили из леса березку, ставили её перед домом или посередине селения и украшали лентами, яичной скорлупой. В канун Иванова дня мылись в бане, парились новым березовым веником . После веник бросали в реку и наблюдали за ним. Особые ритуалы исполнялись в Ильин день. Во многих храмах приносили жертву – мясо домашних животных. После празднования Ильина дня принимались за уборку. Три праздника во имя Спасителя Иисуса Христа соотносились с уборкой урожая. По окончании полевых работ с Покрова дня и до начала Филиппова поста повсеместно справлялись свадьбы и устраивались посиделки.

2.3. Удмурты. Основная часть удмуртов живет на исторической родине – междуречье Камы и Вятки. Южные (буйские) удмурты - в Куединском районе Пермского края.

Жилище. В удмуртских деревнях издавна господствовало жилище такого же типа, как и у русских Прикамья, отличающееся только низким подпольем. Строение было трехчастным – две избы, из которых одна нежилая, и сени между ними. Как и в северорусском доме, печь и передний угол располагались по диагонали. Под влиянием башкир в удмкртских домах появились нары и котел на боковой стороне печи. В типичной удмуртской усадьбе стоял бревенчатый амбар. Там хранили домашние вещи и жила семья в летнее время. Во дворе каждого дома имеется шалаш, деревянное, вроде сарая здание без окон и пола, служащее домашней святыней, здесь совершаются семейные жертвоприношения.

Одежда. Для женского нательного костюма характерны рубаха – из белого холста или синей пестряди, штаны, фартук, чулки. Перед выходом из дома женщины надевали кафтан – для работы, по праздникам жилет из яркой бухарской ткани с позументом. Основу мужского костюма составляла белая рубаха и штаны из синей пестряди, поверх которых надевали кафтан из белого холста. Как для мужчин, так и для женщин повседневной верхней одеждой служили суконные или холщевые зипуны. Их подпоясывали: женщины – тканым поясом, мужчины – кожаным ремнем с кольцами для ножа и топора. Зимней одеждой являлись шубы, бешметы, овчинные шапки, шали. Мужчины носили на голове тюбетейки или войлочные шляпы с полями. У женщин был обычай носить манлай – небольшую шапочку с пришитыми спереди монетами и поверх его – чалму из полотенца. Девушки тоже надевали манлай, на него – укочачаг, сверху – колпак. Старинными украшениями были височные кольца из серебряных монет, прямоугольные нагрудники из вышитой ткани с позументами, цепочками, монетами или дисками. На ногах носили лыковые лапти и холщевые онучи, по праздникам ходили в сапогах.

Питание. Из блюд традиционной кухни были распространены супы с мясом, кислым и пресным тестом, грибами, крупой, зеленью (щавель, крапива, сныть, борщевик). Обязательное обрядовое угощение – суп и жаркое из гуся. Свиное мясо в пищу не употреблялось. Часто варили каши из ячневой и гороховой крупы. Выпекали ржаной и пшеничный хлеб, овсяные лепешки, пшеничные блины с кашей и маслом, шаньги и пирожки с разной начинкой. Дети любили мелкие хлебные медовые шарики – чак-чак. Разнообразили питание молочными и овощными блюдами, блюдами из яиц, готовили кисели. Распространенными напитками были квас и чай.

Обычаи и традиции. Языческая религия буйских удмуртов связана с их этнокультурным развитием и самосознанием. В удмуртских мифах воспевается дерево – зримый образ центра мироздания. В религии буйских удмуртов особое место отводилось священным рощам. Масленицу буйские удмурты справляли как русские, но с более архаичной символикой. Пасху отмечали в дни православного календаря, но включали в празднование почитания сил и стихий природы. Считалось, что все, что происходит в Пасху, знаменует начало нового земледельческого года. В сам пасхальный день красили яйца, детям дарили подарки. Культовым актом проводов Пасхи становились поминки по умершим предкам. В дни празднования православных святых – Петра и Павла, Ильи, Покрова Пресвятой Богородицы – удмурты чествовали и языческих божеств, дающих плодородие. От соседних башкир и татар буйские удмурты переняли сабантуй – весенне-летний праздник, приуроченный к окончанию полевых работ.

2.4. Марийцы. В Прикамье группа сылвенских марийцев – одна из самых малочисленных. Самым старым поселением является деревня Тебеняки расположеная на берегу Сылвы.

Жилище. Под влиянием русских марийцы в конце XIX в. Начали строить жилища с клетями по типу русской трехкамерной связи. Сама изба небольших размеров имела по два окна на передней и боковой стенах. Для проветривания в кухонной стене под потолком прорубалось небольшое окно с задвижным деревянным ставнем. Внутренняя обстановка имела северорусский облик.

Одежда. Нательным бельем и верхним платьем служила белая рубаха. Она богато украшалась вышивкой, отделывалась полосками красной ткани. Аппликация рубахи наравне с вышивкой играла роль оберега от нечистой силы. Важной составной частью женского костюма являлся передник. Рубаху всегда носили подпоясанной, на концы поясов пришивались раковины, монеты, бисер, пуговицы. Неотъемлемой частью женского костюма было шейно-нагрудное украшение из монет и бисера. Замужние женщины носили остроконечный головной убор, поверх которого надевали четырех угольный платок. Распространенными украшениями женщины были ушные подвески с монетами и гусиным пухом, браслеты и кольца. Девушки носили высокую шапочку, украшенную сплошь монетами и раковинами. Мужская одежда состояла из штанов и рубахи с поясом, валяных шляп, лаптей. Рубахи шили длинными, грудной разрез украшали вышивкой. Женщины носили кафтаны, подол и борта отделывались цветными лентами. Осенне-зимние кафтаны шили из сукна. Состоятельные марийцы носили кожаные коты, башмаки, сапоги, общеупотребительными были лапти, которые надевали поверх шерстяных и холщевых онучей. Зимней обувью являлись валенки.

Обычаи и традиции. Обряды и традиции марийцев в большинстве случаев оставались языческими. Православие оказало влияние на рост просвещения марийцев. Из православных святых марийцы особо поклонялись Николаю Чудотворцу. На систему обрядов большое влияние оказывало главное занятие населения – земледелие. Начало обрядового календаря совпадало с православным Васильевым днем. В течение нескольких дней веселились ряженые, молодежь гадала. Зимний цикл завершался празднованием Масленицы. На масленой неделе катались с гор и угощали друг друга молоком и маслом. Начало летнего цикла совпадало с православной Пасхой, хотя в его содержании, за исключением сроков проведения, ничего православного не было. Накануне полевых работ справляли праздник Ага-пайрам. Перед православной Троицей сылвенские марийцы поминали усопших. По окончании полевых работ наступало время моления в рощах.

2.5. Манси в Прикамье всегда были малочисленным народом. Они жили по рекам Чусовой, Косьве, Яйве, Колве в труднодоступных лесных местах.

Жилище. В XIX веке манси строили жилища в разных вариантах – в зависимости от природных условий и преобладающих занятий. Оказала влияние на их строительные традиции связь с русскими крестьянами. Один из типов жилища – бревенчатая прямоугольная юрта с земляным полом, плоской крышей, покрытой расколотыми бревнами и берестой. К торцу сруба пристраивались сени и крыльцо. Для домашних вещей и прдуктов ставили амбар на четырех столбах. Кочевые манси-оленеводы в верховьях Вишеры проводили лето в конических чумах из оленьих шкур и бересты. Зимовали в шалашах или юртах без пола с очагом посередине и дымовым отверстием в крыше. Со временем типичным жилищем манси стало строение, напоминающее русскую избу.

Одежда. Для изготовления верхней одежды использовались шкуры оленей. Из шкур, снятых зимой, шили дорожную одежду, из летних – женские шубы. Шкура с ног оленей шла на изготовление обуви и рукавиц. Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы. Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды – рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном; парки глухого покроя мехом наружу, которую надевали поверх малицы. Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги, сшитые из выделанных шкур. Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни. Одежду подпоясывали плетеными и кожаными поясами, украшенными ажурными металлическими или костяными накладками. К поясу подвешивали нож в ножнах и клыки медведя – для предохранения от несчастий. Мужчины носили на голове шапки из овечьих шкур. Интерес вызывает мужская мансийская прическа. Волосы не стригли и заплетали в две косы, концы которых соединяли жгутом с цепочками и пуговицами. В ушах носили серьги. Женский костюм также своеобразен, как и мужской. Женщины носили рубахи из хлопчатобумажных тканей. Позднее стали носить платье схожее по покрою с русским. Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха. Такие шубы украшались мозаичным орнаментом. Женщины носили распашные кафтаны из синего, зеленого или красного сукна. Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти. Одежда украшалась бисером и орнаментом. Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток. Девушки носили головные повязки, которые украшали крупным бисером, монетами. У всех групп манси бытовало нагрудное украшение – турлапс. Оно состояло из ажурной бисерной сетки, пришитой к холсту. Женщины любили носить кольца и серьги. Прическа состояла из двух кос и многочисленных украшений из бисера и металлических подвесок.

Обычаи и традиции. Переход манси в православие в XVIII веке был лишь формальным актом, но те и другие стойко сохраняли языческие верования. Преобладали семейные и родовые культы. Каждая семья имела своих божков в виде деревянных изображений, одетых в специально сшитую одежду. Божкам приносили жертвы. Сакральные предметы родовых культов хранили на священных деревьях, в особых амбарчиках в глухих местах, пещерах. Манси обожествляли не только деревья, но и горы, реки. Местом проведения религиозных обрядов становились пещеры. В пршлом семейно-родовые коллективы имели шаманов, которые «общались с духами».

2.6. Татары. В наши дни сылвенские и иренские татары расселены в нескольких юго-восточных районах Пермского края – Березовском, Кишертском, Кунгурском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском.

Жилище. Все постройки сооружались из дерева, только крыши крыли соломой. Жилище сылвенских и иренских татар чаще четырехстенное, с сенями, реже пятистенное; как правило, имеет большие размеры. Кое-где жилище сходно с русским – трехкамерное, состоящее из избы, сеней, клети. Фасады домов украшают накладной декоративной резьбой и раскрашивают. До 1930-х годов в селах и деревнях сохранялись традиционные черты интерьера жилищ. Это – печь с очагом и вмазанным котлом, нары вдоль передней стены. До наших дней сохранилась традиция украшать жилище цветными занавесками, подзорами с вышивкой, полотенцами с узорными концами.

Одежда. Комплекты традиционной одежды сылвенских и иренских татар по существу аналогичны тем, которые имели тулвенские башкиры, есть лишь различия в покрое, расцветке и размерах. В деревнях по реке Ирень предпочитали камзолы и кафтаны темно-зеленые и черные, а в деревнях по реке Сылва – темно-красные. Носили оригинальные женские головные уборы – матерчатые шапочки в форме усеченного конуса с прикрепленной сзади матерчатой лопастью, закрывающей волосы. В обычае было носить серебряные украшения.

Обычаи и традиции. Татары исповедовали мусульманство. Татары не воспринимали православную обрядность, а свои обряды лишь приурочивали к датам православного календаря. Так, во время празднования Пасхи дети обходили дома и получали от хозяев крашеные яйца. В Ильин день не работали, ходили друг к другу в гости и угощались. Случалось, татары определяли время проведения своего главного праздника – сабантуя с учетом ярмарок в соседних деревнях.

Современный этнический портрет Прикамья

В городах и селах Уральского Прикамья проживает около 3-х млн. человек – это15% населения Урала и 2% всего населения России. По числу жителей Пермский край занимает 14 место в Российской Федерации и 4 место на Урале.

На территории края проживают представители более 120 национальностей, которые принадлежат трем языковым группам: славянской (русские, украинцы, белорусы, поляки и др.), тюркской (татары, башкиры, чуваши, азербайджанцы, узбеки, казахи и др.), финно-угорской (коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордва, коми, эстонцы).

Преобладающий по численности народ Прикамья – русские. На территории региона их проживает 2,6 млн человек (84% всего населения). Среди других национальностей наиболее многочисленны татары (4,9%), коми-пермяки (4%), башкиры (1,6%), украинцы (1,5%), удмурты (1%), белорусы (0,5%), немцы (0,5%).

Перепись населения 2002 года отмечает изменения в этническом составе населения Прикамья. Доля русских в общем составе населения увеличилась с 83,8% до 85,2% за счет сокращения численности других народов. Последняя перепись показала своеобразие сложной этнической ситуации среди татарского и башкирского населения Бардымского района Пермского края. Коренное тюркское население района исследователи выделяют в особую этническую группу тулвенских татар и башкир. Главными особенностями, которой является двойственность этнического самосознания, т. е. осознание принадлежности как к башкирскому, так и татарскому этносу. По переписи 1989 г. башкирами считали себя 85% населения района, татарами – 4,9%, в то время как подавляющее большинство башкир (98%) своим родным языком считают татарский. В 2002 г. башкирами записались 59,5% населения района, татарами 32,3% от населения района.

Динамика численности коми-пермяцкого населения такова: число их уменьшилось, в 2002 году численность коми-пермяков составила 103,5 тыс. человек. По - прежнему основная часть коми-пермяцкого населения (80,3 тыс.) сосредоточена в районах Коми-Пермяцкого округа. Почти на 20% в период между переписями уменьшилась численность удмуртского населения Прикамья. Одной из причин значительного уменьшения числа удмуртов явились активно протекающие ассимиляционные процессы. Схожие процессы протекали и среди пермских марийцев, численность которых также снизилась за период между переписями на 20%. Ассимиляционные процессы явились и главной причиной значительного уменьшения в Прикамье численности украинцев и белорусов. В результате эмиграции сократилось число еврейского и немецкого населения. Следует выделить основные тенденции в изменении этнической карты региона. Во-первых, усложнился этнический состав населения: по переписи 1989 г. в Прикамье проживали представители около 100 народов, в 2002 – 120. Во-вторых, произошло снижение численности всего населения Пермского края. Произошло значительное уменьшение сельского населения, чем и обусловлено снижение численности почти всех традиционно проживающих в Прикамье народов. В-третьих, перепись показала и продолжающиеся ассимиляционные процессы, характерные, прежде всего для марийского, удмуртского, коми-пермяцкого, украинского и белорусского населения Прикамья. В-четвертых, итоги переписи указали на активное формирование «новых» диаспор народов Средней Азии и Закавказья, численность которых увеличилась в 1,5 – 2 раза.

Расселение каждой национальности имеет свои особенности. Русские живут на всей территории Уральского Прикамья. Коми-пермяки составляют большинство населения в бывшем Коми-Пермяцком автономном округе. За его пределами они проживают главным образом в смежных районах – Усольском, Соликамском, Сивинском, Карагайском, Ильинском, а также в крупных городах. Татары и башкиры живут преимущественно в южных районах: Бардымском, Куединском, Октябрьском, Ординском, Уинском, Чайковском и Чернушинском. Много татар и башкир проживает в горнозаводских городах – Чусовом, Кизеле, Гремячинске, Губахе. Многочисленные национальности не образуют ареалов компактного расселения, но и для них характерно тяготение к определенным местам. Например, украинцы концентрируются в городских поселениях Кизеловского угольного бассейна, белорусы – в северных таежных районах, удмурты – в районах по соседству с республикой. Многонациональный народ Уральского Прикамья живет в мире и согласии.

Наш город Березники также является многонациональной территорией. Здесь проживают люди разной этнической принадлежности. Сюда с1930-х годов на стройки принудительно и добровольно приезжало очень много людей с разных концов СССР. Последняя перепись населения показала, что в Березниках проживает 87% - русских, 4,3% - татар, 2,3% - украинцев, 1,4% - коми-пермяков, 0,8% - белорусов, 0,6% - удмуртов, 0,4% - башкир, 3,2% - людей прочих национальностей (немцев, евреев, азербайджанцев, таджиков и др.).

Было решено исследовать национальный состав учеников 6-х классов (80 человек) и сравнить его с этническим составом Пермского края и города Березники. Ребятам были заданы вопросы: 1) К какой национальности вы себя относите? 2) Какова национальность ваших родителей?

В ходе исследования выяснилось, что этнический состав шестиклассников близок к национальному составу Пермского края и г. Березников. Среди учеников 6-х классов оказалось79% - русских, 8,7% - татар, 2,5% - коми-пермяков, 5% - украинцев, 1,25% - немцев, 1,25% - казахов, 1,2% - удмуртов, 1,1% - башкир. Хочется отметить, что не все ребята могут однозначно определить свою национальную принадлежность. Это связано с тем, что в нашем городе много семей, где родители принадлежат к разным национальностям. Во многих семьях справляют Пасху и сабантуй, стряпают чак-чак и пельмени, встречают новый год по православному и мусульманскому календарю.

Заключение.

В ходе работы выяснилось, что формирование этнического состава населения Пермского края началось давно. Уже в «Повести временных лет» упоминаются многие народы, в том числе «пермь» - коми, «югра» - предки манси и хантов, живущие на Урале. Процесс формирования населения Прикамья длился долго. С X по XIX века на территорию края проникли и поселились русские, татары, башкиры, удмурты и др. В конце XIX в начале XX века начался большой приток украинцев, беларусов, немцев и др. для строительства промышленных предприятий, добычи полезных ископаемых , заготовки древесины . Все эти народы обрели на территории Уральского Прикамья новый дом. Этот дом оказался большим и дружным. Долгая совместная жизнь нашла свое отражение в быте, архитектуре национального жилища, костюме, национальной кухне, даже в национальных обычаях и традициях.

В настоящее время продолжается взаимодействие народов и формирование новых национальных диаспор на территории Пермского края. Особенно ярко это проявляется в крупных городах края в т. ч. в Березниках. Очень четко национальная структура Прикамья нашла свое отражение в исследовании этнического состава шестиклассников. Хочется надеяться, что мирное проживание нардов края продолжится, и что народы не потеряют своей самобытности.

Библиографический список.

1. Коми-пермяцкая кухня. Кудымкар. 1998г.

2. , Шарыгин. Пермская область. Пермь. 1999г.

3. Пермская кухня. Пермь. 1991г.

4. Традиционные костюмы народов Прикамья. М. 1990г.

5. На древней Пермской земле. М.1988г.

6. Чагин и культуры Урала в XIX – XX в. в. Екатеринбург. 2002г.

Урок окружающего мира в 3 а классе

Тема урока: Народы Прикамья.

Цель: знакомство учащихся с разными народами, населяющими Пермский край.

Задачи:

1. Узнать какие народы проживают на территории Пермского края.

2. Расширение знаний учащихся о народах Прикамья. Знакомство с традициями русского, коми-пермяцкого, татарского, удмурдского народа.

3 . Развитие коммуникативных способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, сопоставлять и анализировать полученную информацию; развитие умений работать в группах, с картой; расширение словарного запаса.

4. Воспитание доброжелательности друг к другу, умение общаться, уважения к традициям народов Прикамья.

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успехов в работе.

На уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах (дети называют по очереди правила).

Звучит песня – гимн «Наш Пермский край».

2. Определение темы урока

Какие мысли возникли у вас после прослушивания песни? О чём она?

Чем знаменит наш Пермский край?

Кто прославляет наш край? Кто вносит огромный вклад в развитие края?

Какие народы живут в Пермском краю?

Получается, Пермский край – край многонациональный.

Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?

(Дети выходят на тему сегодняшнего урока: Народы Прикамья).

На территории Пермского края проживает более 80 народов. Семь народов – русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье.

- Все народы отличаются друг от друга. Хотите узнать, чем они отличаются?

3.Постановка задач урока

Одежда

- Проверим свои предположения по схеме

Внешний вид

Обычаи

Народы Прикамья

Праздники

Кухня

Отличаются народы и чертами лица. У каждого народа свой родной язык.

А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

Почти все в Прикамье знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

У каждого народа свои обычаи.

Каждый народа имеет свой национальный костюм.

У каждого народа свои народные праздники.

Отличаются народы и национальной кухней .

Все это является национальными традициями народов.

4. Групповая работа

Сейчас ко мне выйдут командиры групп. Вам нужно из рассыпанных букв составить слово - название народа, с которым вы будете работать.

Распределите роли в группе (дети получают бейджики: историк, художник – дизайнер, повар – кулинар, археолог).

Обозначение роли каждого в группе проговаривается детьми.

Какой материал для работы вам нужен? Кто вам может помогать?

Книги, справочники, энциклопедии, словари, интернет - ресурсы, карандаши, краски, клей, ножницы, цветная бумага, предметы старины, помощь взрослых.

В ходе нашей работы мы создадим газету «Народы Прикамья». Каждая группа будет делать свою страницу.

Каждая группа будет работать по алгоритму.

Алгоритм для поваров – кулинаров.

1. Узнать какие национальные блюда готовил народ.

2. Какие продукты чаще всего использовали для их приготовления.

3. Отличалась ли праздничная еда от обычной.

4. Перечислите традиции приёмы пищи.

5. Продемонстрируйте своё национальное блюдо.

Алгоритм для историков.

1. Опишите, где жил и чем занимался ваш народ.

2. Какие обычаи своего народа вы знаете? Расскажите.

3. Отмечал ли народ праздники? Какие?

Алгоритм для археологов.

1. Найдите предметы, которые относятся к вашему народу.

2. Дайте им правильное название.

3. Для чего они служили?

Алгоритм для художников - дизайнеров.

1. Опишите одежду своего народа.

2. Отличалась ли праздничная одежда от обычной.

3. Продемонстрируйте куклу в национальном костюме.

4.Раскрасьте костюм в своих традициях.

5. Самостоятельная работа учащихся

На работу в группе вам даётся 20 минут.

6. Физкультминутка (творческие задания)

-Я вам предлагаю немного отдохнуть. Из музыкальных композиций узнать композицию своего изучаемого народа.

Попробуйте соотнести пословицы разных народов с нашими.

Где живём, там и нужны. (Где родился, там и пригодился.)

Глаза боятся, а ноги идут. (Глаза боятся, а руки делают.)

Дважды подумай, один раз скажи. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

Кто в рощу, кто в лес. (Кто в лес, кто по дрова.)

Лапоть сапогу не пара. (Гусь свинье не товарищ.)

Не глиняный, не размокнешь. (Не сахарный, не растаешь.)

По коню и сбруя. (По Сеньке и шапка.)

7. Презентация своей работы

8. Итог работы

Пермский край – великий край, который имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонационального края, которые должны гордиться своим краем, его традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свой край.

Ученик читает стихотворение

Мой Пермский край!
У нас с тобой все впереди
Судьбой дано
Нам вместе за руку идти.
Седой Урал!
Ты вместе с нами молодым
сегодня стал.
Мой Пермский край -
Где начинается рассвет,
Мой Пермский край,
Пусть Бог хранит тебя от бед!
Сегодня, завтра и всегда ты процветай,
Мой Пермский край!

Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свой край и уважительно относиться к людям других национальностей)

Сообщение о коми-пермяцком народе.

Коми-пермяки коренное население Прикамья. Коми-пермяками называют себя потомками тех, кто поселился когда-то в тайге в бассейне реки Иньвы. Они имеют свою территорию.

Это самостоятельная часть России - Коми-Пермяцкий автономный округ. Столица округа – город Кудымкар. Одно из древних преданий гласит, что здесь жил когда-то богатырь по имени Кудым. Он построил укреплённое городище – “Кар”. Так поселение и получило название Кудымкар – городище Кудыма. Коми-пермяцкие мастерские славятся своим ткачеством и вязанием.

Одежда коми-пермяков во многом походила на одежду русского народа. Одежду расшивали по вороту, на манжетах, по низу. Особенно любили украшать пояса. Люди верили что это обереги, которые защитят от злых духов, болезней.

Коми-пермяки называют себя лесным народом, поэтому многие знаки орнамента изображения оленя, зубов хищных животных, головы медведя – связаны с лесом. Народ умел не только охотиться, но и пахать землю, выращивать хлеб. Многие знаки земля, засеянное поле, снопы – отражают крестьянский труд.

Физминутка с использыванием коми-пермяцких слов.

Сообщение о русском народе.

На пермской земле первые русские люди появились очень давно. Пермские земли ХV веке присоединяются к России. В 1558 году царь Иван IV приказал своим людям Строгоновым освоить эти земли.

Строгановы селили здесь русских крестьян, которые занимались соляными и рыболовными промыслами, пахали землю и выращивали хлеб, строили новые городки. Центром Строгановских земель стал Орёл – городок на Каме.

За 600 лет проживания на пермской земле русские построили немало городов и посёлков, создали заводы художественные промыслы.

Селились русские люди поближе к воде. Вода кормила, поила и служила дорогой. Избы ставили на севере Прикамья из ели, на юге – из сосны.

У древних существовали разные способы украшать свой дом. Но не столько для того, чтобы он стал красивым, сколько из желания уберечь семью от злых духов. Люди верили, что символы в украшениях защищают. Украшали в первую очередь крышу, окна, двери, ворота, печные трубы, изображая на них солнце, животных, птиц, и растения.

Сообщение о татарском и башкирском народе.

Татары и башкиры населяют города Барда, Орда, Куеда. В Прикамье живёт более двухсот тысяч татар и башкир. Татары и башкиры издавна сеяли хлеб, добывали руду, разводили скот, охотились и ловили рыбу, шили одежду и обувь, строили дома. В лесных местах они строили жилища из дерева, а в безлесных – из самана (это необожженный кирпич из глины с примесью соломы). Сто с лишним лет тому назад вместо стекла вместо стекла окна затягивали бычьим пузырем. У башкир дольше,чем у татар, сохранялась юрта – переносное жилище. Мебель заменяли нары, пуховики и подушки. Дом украшали полотенцами и коврами.

Есть у татарского и башкирского народов добрые заповеди: “Украсить дом – это всё равно, что на человека надеть нарядное платье”.

Любимый цвет у татар – красно синий. Полоски разных цветов чередуются между собой, образуя как будто сеточку. Такой рисунок называют “сетчатым орнаментом”.

У татар есть свои праздники. В ледоход ходили с гармошкой смотреть на вскрытие реки, в марте гадали, праздновали “грачиную кашу” - прилёт грачей. Но самый любимый праздник – Сабантуй, праздник плуга. Его отмечают до сенокоса. В этот день бывают и ярмарка, и состязания борцов, и конные скачки, и народные игры.

Работа над открыткой.

Внутри открытки подписывают пожелания для своих мам на трех языках (русском, татарском, коми-пермяцком).

Оглавление:

Введение.

Основная часть.

Глава I . История заселения Пермского края

Глава II . Национальный состав

Глава III

Глава IV . Интересные факты.

Заключение.

Список литературы.

Введение:

Мы разные, конечно, все снаружи,

Но в наших жилах кровь одна течет,

И в самые холодные вновь стужи,

Цвет кожи будет уж не в счет.

У нас, у всех одни и те же чувства,

И сердце одинаково стучит,

В душе должно быть все-таки не пусто,

Когда о помощи народ другой кричит.

Да, разные у нас традиции и вера,

Но это ведь на главное для нас.

Должна создаться в мире счастья сфера.

Чтоб на лице улыбка родилась.

Цель : Изучить традиции и обычаи народов Пермского края.

Задачи: Расширить свой кругозор, узнать культуру своего народа.

Предмет исследования: Интересные традиции и обычаи нашего народа.

Метод исследования: Сбор и обработка информации.

Актуальность проблемы:

Изучая в школе географию России очень мало и поверхностно рассматривается вопрос народов: их культура, традиции, национальные блюда, национальные костюмы. Я решила узнать о народах, которые живут рядом с нами, в нашем крае- по соседству. Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. У нас в поселке традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие традиции так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Основная часть:

Глава I . История заселения края.

Пермь Великая – древняя историческая область, которая располагалась западнее Уральских гор, в бассейнах рек Печоры, Камы, Вычегды, Волги. Район, обозначаемый как Пермь Великая, в различные этапы истории носил разные названия: Биармия, Перемь, Пермия, Пермь.В 16-17 веках название «Пермь Великая» обозначало всю территорию Пермской земли, как страны. А под «Пермь Великая-Чердынь» подразумевалось имя столицы Пермской земли – Чердыни. На развитие Перми Великой повлияло немало известных личностей, таких как: Стефан Пермский, Ермак Тимофеевич, Демидовы, Лазаревы, В. А. Всеволожский, В. Татищев и другие. Но самый большой вклад внесли Строгановы основав на территории Перми Великой добычу соли и горнозаводское дело. Развитие в крае горнозаводского дела привело к основанию города Пермь и образованию Пермской губернии по указу императрицы Екатерины II в 18 веке. Пермская губерния была основана по указу императрицы Екатерины II от 20 ноября 1780 года, по новому календарю от 1 декабря 1780 года. Так называемое тогда Пермское наместничество имело в своем составе две области: Пермскую и Екатеринбургскую. Так же был учрежден губернский город Пермь. Евгений Петрович Кашкин стал первым губернатором Пермской губернии. В те года были заложены Казанский и Сибирский тракты.Пермская губерния имела деление на уезды, всего их насчитывалось 12 штук. Далее деление происходило по цепочке: участок земского начальника – стан – волость – сельское общество – селение – крестьянский двор. Экономика губернии базировалась в основном на промышленности. Менее важную роль играло сельское хозяйство. В основе всей промышленной деятельности губернии лежала добыча полезных ископаемых, таких как медь, золото, платина, соль. Основоположниками Пермской промышленности можно по праву назвать Строгановых.

Глава II . Национальный состав

В регионе проживают представители 125 национальностей.

Русские, коми-пермяки, татары, башкиры, украинцы, удмурты, белорусы, немцы, чуваши, азербайджанцы, марийцы, армяне, евреи, мордва, молдаване, узбеки и другие, с давних пор, испокон века, проживают на территории Прикамья. Каждый житель Перми и края имеет друзей, знакомых, сослуживцев, одноклассников различных национальностей, и это не мешает общению, дружбе и хорошим взаимоотношениям.

Глава III . Интересные традиции и обычаи народов Пермского края

Каждый народ имеет свои обычаи и традиции. Традиции бывают самые оригинальные и интересные, даже неожиданные. И народы передают эти традиции из поколения в поколение. Так давайте познакомимся с наиболее интересными традициями и обычаями.

    Татары.

Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Прежде всего, это касается тулвинских татар и татар сёл Куединского района. После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро заселяются, в том числе и поволжскими татарами. Наибольшая их концентрация наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях. К поволжским татарам присоединилась часть сибирских татар, мигрировавшая сюда значительно раньше. С давних времен татары расселились на Пермской земле не вразброс, а компактно, целыми деревнями, поселками, а то и районами. В этом отношении особенно уникален, конечно, Бардымский район, который вполне можно назвать национальным: из 30 тысяч его населения 92 процента составляют татары.

Отзвуки старины

Ранее, когда у татар существовали языческие верования, у них были интересные обряды, направленные на то, чтобы задобрить духов и сделать природные силы управляемыми . Одним из них был Янгыр Телеу. Его проводили, если наступала засуха. Для этого участники обряда собирались около источника воды. Они обращались к Аллаху, просили о дожде и хорошем урожае. Затем вместе ели угощения и обливались водой. Для более сильного эффекта совершали обряд жертвоприношения. Также в наше время еще осталась традиция взаимопомощи. Татары собираются вместе, чтобы построить или отремонтировать дом, поучаствовать в заготовках мяса.

Наверное, самым известным является праздник под названием сабантуй. Он связан с началом сельскохозяйственных работ. Когда наступала весна, люди радовались окончанию зимы, тому, что снова можно приняться за работу на земле, вырастить урожай, который будет кормить их семьи в холодное время года. Если переводить название праздника на русский, то получится «свадьба плуга». Ведь «сабан» - плуг, а «туй» - свадьба. В наше время обычаи и традиции татарского народа претерпели изменения, поэтому сабантуй означает окончание весенних работ, а не их начало, и проводится летом. Состоит этот праздник из двух частей. На селе проводят сбор подарков, а потом наступает майдан. Подарки собирал пеший юноша. Каждая женщина, вышедшая замуж в течение года после предыдущего сабантуя, подготавливала богато вышитое и украшенное орнаментом полотенце. Оно и считалось самым ценным подарком. На второй день проводился майдан. Традиции татарского народа предполагают, что в этот день будут проходить разнообразные состязания: национальная борьба корэш, прыжки в длину и высоту, бег, скачки. Они предназначались только для мужчин, женщины оставались сторонними наблюдателями. Обычаи и традиции татарского народа можно увидеть даже в этих спортивных соревнованиях. В скачках принимают участие лучшие лошади, потому что этот конкурс считается очень престижным. На специальном месте на расстоянии 5 километров от аула собираются зрители и участники. Наездниками обычно являются мальчики 8-12 лет. Финиш традиционно располагается около деревни, а старт - в поле. Призом было полотенце, сшитое замужней женщиной, полученное во время сбора подарков. Главный обычай - это уважение к старшим, особенно к родителям. Также татар с детства учат помогать младшим, не обижать обездоленных. Мать пользуется особым почетом в семье, но просьбы отца должны выполняться беспрекословно, потому что он является главой семьи и все домочадцы ему подчиняются. Татары умеют и любят принимать гостей. Если человек в их доме, то ему не будет отказа ни в чем, даже если это враг их семьи. По традиции гостя сначала поят водой, потом предлагают умыться, а затем угощают. В татарских семьях в почете скромность и благопристойность, особенно у молоденьких девушек. К свадьбе женщины готовятся заранее, учатся стряпать, вести хозяйство.

    Башкиры.

В эпоху существования Золотой Орды земли всего Прикамья входили в состав улуса Джучи. С XV века - часть земель Прикамья, в том числе и часть владений гайнинцев на правобережье Камы и узкая полоса по её левобережью, были включены в состав Арской дороги Казанского ханства. В то же время часть земель башкирских родов находились в составе Ногайской Орды.

В 1557 году северные башкиры направили своё представительство во главе с Айзуак-бием в Казань и попросили русского подданства. Царской администрацией были вручены башкирам жалованные грамоты на вотчинное владение землёй, при этом новые подданные были обложены ясаком.

В 1596 году гайнинцы вновь обратились к другому русскому царю - Фёдору Ивановичу - с просьбой подтвердить старую грамоту, что и было им сделано. В 1597 году Строгановы получили от царского правительства приуральские земли, включая и башкирские, по реке Каме до устья Ошапа. Этим было положено начало заселения башкирского народа.

Башкиры отмечают Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Башкиры соблюдают ряд традиций, которые обусловлены историей существования народа и мусульманскими обычаями.

В зимний период нельзя копать землю, так как почва отдыхает и не надо ее трогать;

Любое дело надо начинать «чистой» правой рукой, ею же подавать угощения своим гостям и принимать посуду назад, левой рукой можно сморкаться;

Женщинам нельзя переходить дорогу представителям сильной половины, правило сохранялось в отношении мальчиков;

Переступать порог мечети разрешено с правой ноги при входе, левой – при выходе;

В пищу нельзя принимать спиртное, свинину, падаль, а хлеб полагается ломать, а не резать;

Еду берут тремя пальцами, двумя запрещается.

Башкиры стремятся иметь большую семью и поэтому всегда рады рождению ребенка. Будущим матерям запрещали выполнять тяжелую работу, их прихоти и желания исполнялись беспрекословно. Нося малыша под сердцем, будущей маме предписывалось смотреть только на красивые вещи и привлекательных людей, на что-либо страшное или безобразное смотреть не разрешалось. Чтобы роды прошли благополучно, будущий отец произносил фразу «Разродись, скорее, жена моя!», а тот, кто первый сообщал радостную новость о рождении наследника, щедро одаривался. После родов семья праздновала «бишектуй» - торжество, посвященное первой колыбели.

    Коми- пермяки.

В I тыс. н.э. это единство распадается на ряд племен, которые в первой половине II тыс. н.э. превратились в древние народности. Были среди них и предки современных коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и родановской археологических культур.

Когда только сыну исполнялось 18-20 лет, его родители начинали подыскивать невесту. Подыскав, засылали сватов. Сват приходил в семью невесты чаще всего под вечер, когда вся семья в сборе, и произносил фразу: «Телицу я высматриваю и покупать пришел». Отец невесты отвечал на это «У меня есть телица, давай посмотрим». С этих слов начиналось сватовство.

Сваты, получив согласие родителей жениха, через несколько дней приезжали на рукобитье – обряд согласия на брак, скрепленный рукопожатием отца жениха и отца невесты. Сторона жениха привозила рыбный пирог и вино. Родня невесты варила брагу, стряпала пельмени. В тот же день договаривались о дне свадьбы и приданном.

Свадьбу назначали через дней пять-шесть. Все оставшееся до свадьбы время подруги невесты жили у нее в доме и вместе с ее родственниками готовили приданное.

Накануне свадьбы устраивался девичник – прощание невесты с подругами и со своей девичьей жизнью. Символом уходившей в прошлое жизни была девичья коса, которую в этот день расплетали, и мытье в бане перед предстоящей свадьбой. В этот день невеста и ее подружки исполняли свадебные причитания.

На другой день за невестой приезжал свадебный поезд. В семьях побогаче он состоял из девяти-одиннадцати подвод или саней, у тех, кто победнее – из трех, а в самых бедных семьях это была только одна подвода. Старались, чтобы число подвод было нечетным, это якобы содействовало благополучию новой семьи.

С целью обозначения родовой, семейной или личной собственности, семейного положения коми-пермяки пользовались «пасами» - особыми знаками, метками, тамгами. Главный смысл паса - охранительный. Его изображение на доме означало оберег счастья; на лодке или на ружье - защита удачи; на одежде, обуви, головных уборах, кушаке - защита здоровья; на домашних животных - оберег от болезней. Некоторые пасы-знаки почитались наравне с духами: пас на межевом столбе считался духом земли, на ловушках - духом зверей.

Еще одна традиция - это суседку - домовой, по-иному - бо-боль . Хотя он и причисляется к нечистой силе, его задача - охранять дом и домочадцев от самых разных бед. Поэтому к нему отношение уважительное. При переходе в новое жилище его зовут с собой. Живое поверье, что перед каким-либо важным событием - чаще плохим - суседку производит на спящего человека сдавливающее, удушающее действие, предупреждая его о будущей беде. И если при этом человек сможет у него спросить, что совершится вскоре с ним, то иногда суседку отвечает.

    Удмурты.

После распада прапермской этнической общности зародился удмуртский народ. Удмурты являются коренными жителями северного и среднего Предуралья и Прикамья. Если говорить об этимологии названия «удмурты», то никаких определенных фактов не имеется. Можно сказать лишь то, что сами удмурты расшифровывают это слово как «сильный человек». Но это лишь гипотеза, которой придерживаются местные жители. Также некоторые источники отмечают, что слово «удмурт» с других языков переводится как «житель окраины».

Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд) , где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни. В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления.

В гости без приглашения приходить было не принято: (Званый гость - в красном углу, незваный - у порога); (Без приглашения только собака приходит); (Незваного гостя и угощать не хочется); (Для нежданного гостя скатерти заранее не селят).

При желании видеть у себя в гостях кого-либо из родственников к ним отправляли со специальной вестью (ивор ). Готовились в гости так же обстоятельно, как и при ожидании гостей. Отправляющимся в гости уважаемые старики напоминали о том, как следует вести себя «на людях». В гостях рекомендовалось вести себя достойно. (Не урони себя в чужих глазах); (У знакомого не хозяйничай); (В гостях не ссорятся).

Помимо этого заботились и о гостинце (салам) , который должен быть не слишком велик, но и не мал. (Большой ценным не бывает). Наиболее подходящей считалась замороженная тушка гуся. Распространено было подношение в качестве гостинцев разнообразных печений. Порицалось опоздание, опоздавшего не ждали.

    Русские

Несомненно, культура и традиции России оказывают огромное влияние и на характер людей, проживающих на территории страны. У русских, как и любой другой нации, есть свои особые черты, известные по всему миру.

Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и привычки, зародившиеся в начале 20 столетия.

Обряд церковного венчания становится все более популярным, однако по закону он возможен только после регистрации брака в государственном учреждении - загсе. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости. Считается, что после него супруги острее осознают свою принадлежность друг другу и настраиваются на долгую совместную жизнь, поскольку в целом разводы православной церковью запрещены. До регистрации жених, приехавший забрать невесту в церковь, должен выкупить ее у гостей, он также проходит массу испытаний, представляющих собой ряд конкурсов, в конце которых жених по традиции должен расплатиться подарками или деньгами со всеми участниками.

Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает ее "приданым" - постельным бельем, посудой и мебелью. На свадебном столе обязательно должны быть блюда из птицы, символизирующей счастливую семейную жизнь. Свадебный пирог в России называется "курник". Он готовится из блинов или сдобного пресного теста, прослоенного куриным мясом, грибами, рисом и другими начинками. Когда новоиспеченные муж и жена приезжают в дом родителей жених, его мать встречает и, по русской традиции, хлебом-солью. Все гости следят за тем, кто отломит больший кусок хлеба: тот и будет главой в доме. Современная свадьба обычно длится 2-3 дня.

Один из элементов русской жизни - поход в баню. Раньше русские делали это каждый день, так как "банятерапия" помогает при лечение простудных заболеваний, а также при снятии стресса и психических расстройств. Теперь же эта традиция переросла в развлечение. Сейчас в баню ходят раз в неделю или месяц, чтобы пообщаться с друзьями.

Многие русские по-прежнему "не отпускают" своих детей во взрослую жизнь, пока они ни обзаведутся собственной семьей. И только после этого многие, теперь уже женатые и замужние юноши и девушки начинают работать, чтобы обеспечить молодую семью. Как правило, в России представительницы прекрасного пола выходят замуж в возрасте 18-23 лет. Возраст сильной половины человечества аналогичен их избранницам.

Каляду (или калядки ) устраивают во время Рождества в ночь с 6 по 7 января. В это время люди не спали, а ходили по домам, пели колядки (обрядовые песни), за которые гостей угощали разными вкусностями. Сейчас этот обычай распространен только в селах, однако в былые времена им не брезговали воспользоваться цари и дворяне, которые обычно переодевались в карнавальные костюмы. Бедняки же выворачивали свои одежды наизнанку и надевали маски животных. Особенно в коляде нравилось участвовать детям, которых за песенки обязательно угощали сладостями.

Глава IV . Интересные факты.

Традиционное прозвище людей, который живут на Пермских землях, это «пермяк соленые уши».

Коми- пермяки верят в лешего, едят пироги с пистиками, ткут удивительно красивые пояса.

Одними из своих предков коми-пермяки считают чудь. По легенде северные коми-пермяки ведут свои корни от четырёх богатырей, которых звали Юкся, Пукся, Чадзь и Бач.

Коми-пермяки – прекрасные охотники, которые использовали лук и стрелы. При этом были такие мастера, которые могли стрелой попасть в глаз белки, не повредив шкурку.

Об удмуртских колдунах ходят легенды, будто настолько велика их сила, что они могут наказать злодея, найти пропажу, соединить поссорившихся супругов, излечить любую хворь.

Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" – забота каждого о благоденствии своего рода.

Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Выражение «сирота казанская» идёт от завоевания Иваном Грозном Казани. Царь-победитель хотел расположить к себе местную знать и раздавал щедрые подарки как возмещение понесённых потерь. Некоторые делали вид, будто сильно пострадали от военных действий.

Заключение.

Все народы, живущие в Пермском крае, имеют свои обычаи и традиции. Но есть обычаи, характерные для всех. Это закон гостеприимства, уважения к старшим, закон дружбы между соседями. Хранить и передавать из поколения в поколение мудрость, сохраненную веками, также обычай, существующий у всех народов. Сегодня каждый выбирает сам для себя стоит или нет соблюдать заветы своих предков. Но нужно твердо помнить, что традиции – это часть истории. Судьба каждого близкого нам человека – это также часть истории. Мы должны знать свою родословную, если хотим сохранить свою историю и культуру.

Список литературы:

Иванов Н.В. География Пермской области. Учебное пособие // Пермь: Книжное издательство, - 1984.

Назаров Н.Н., Шарыгина М.Д. География Пермской области. Учебное пособие // Пермь: Книжный мир, - 1999

М.: Азбуковник, - 1999. Особо охраняемые природные территории Пермской области. Регистр /отв.ред. С.А. Овеснов/ - Пермь: Книжный мир, - 2002.

Савенко Е.В. Путешествуем по Чусовой // Екатеринбург: Независимый институт истории материальной культуры, - 2001.

Торопов С.А. По голубым дорогам Прикамья // Пермь: Книжное издательство, - 1991.

Туризм в Пермской области /сост. С.Барков/ - Пермь: Раритет-Пермь, - 2002.

Интернет ресурсы.