Элективные курсы по культуре речи. Элективный курс «Беседы о русской культуре

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Культура речи» для общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и базисным учебным планом.

Данная программа конкретизирует содержание программы элективного курса, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, развивает содержание базисного курса русского языка и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности.

Новизной программы элективного курса «Культура речи» является направленность курса на совершенствование и развитие навыков связной культурной речи обучающихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.

В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.

Курс «Культура речи» является неотъемлемой частью образовательного процесса, способствующего формированию всесторонне развитой личности.

Распределение часов учебного времени в рабочей программе:

9 класс - 17 недель – 17 уроков (1 час в неделю).

Программа допускает вариантность применения, корректировку содержания с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

    Научить ребят правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса

    Повысить уровень речевой культуры, коммуникативной компетентности учащихся

    Систематизировать знания о стилистическом богатстве русской речи;

    Выработать навыки и методы самостоятельной работы с источниками, развить начальные навыки научно-исследовательской деятельности;

Ведущими методами обучения предмету являются: частично - поисковый, проблемный, исследовательский, объяснительно - иллюстративный и репродуктивный.

На уроках используются различные технологии: личностно - ориентированная, развивающее обучение, проблемное обучение и др.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1: Введение (1 час)

Знакомство с курсом. Презентация курса. Стилистические ресурсы русского языка.

Определение основных направлений в работе. Обсуждение и поиски ответа на вопрос: что делает нашу речь выразительной.

Раздел 2: Подготовка и практика выступления (16 часов)

Культура речи, ее предмет и задачи.

Понятие о культуре речи. Работа с понятиями: речь, культура речи, речевой этикет.

Основные признаки культуры речи.

Закрепление представления о составляющих культуры речи.

Осторожно: слово!

Слово – основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Понятие экспрессии. «Поиск» нужных слов. Анализ речевых ошибок.

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство.

Многословие и речевая недостаточность.

Размышление о красоте слога. Абсурдность многословия. Речевая недостаточность – результат небрежности. Работа с терминами: тавтология, плеоназм, элипсис.

Виды речи. Приветственная речь.

Что такое приветствие. Каким оно должно быть?

Составление собственного монологического высказывания-приветствия.

Информационная речь.

Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа

Фигуры речи. Выразительные средства языка.

Работа с литературоведческими терминами и определениями. Анализ текста, поиск средств выразительности. Создание собственных текстов с использованием средств выразительности.

Орфоэпия.

Ударение. Культура произношения. Языковые нормы.

Искусство и культура общения.

Истоки культуры общения. Общение. Разные формы общения между людьми.

Подготовка и презентация публичных выступлений обучающихся.

Систематизация полученных знаний. Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения культуры речи ученик должен:

    Знать : основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), расширить знания о качествах идеальной речи.

    Уметь: правильно подбирать лексические понятия; работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль; создавать собственные высказывания; сохранять стиль речи до конца высказывания; грамматически правильно выстраивать свою речь; усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    Получения и оценки информации;

    Реализации своих коммуникативных намерений в различных ситуациях общения

    Использования в общении языковых средств разных функциональных стилей публичных выступлений

Для контроля уровня достижений обучающихся используются:

    наблюдение за активностью на занятиях;

    результаты выполнения предложенных заданий;

    анализ промежуточных творческих работ;

    создание собственных проектов.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям. Оценка по пятибалльной шкале не выставляется (зачёт-незачёт).

    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

    Устный опрос.

Дается устное задание по новому материалу.

«5» – выполнил всё задание правильно;

«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

    Публичное выступление

Критерии

Показатели критерия

Соответствие содержания выступления заявленной теме.

нет отступлений

одно отступление

два отступления

Структура выступления

Структура выдержана полностью (вступление, основная часть, заключение)

Отсутствие одного из элементов

Отсутствие двух элементов

Структура не выдержана совсем

Логика высказывания не нарушена

Невербальное поведение

Эмоциональность, мимика и жесты уместны, адекватны содержанию речи

Эмоциональность, мимика и жесты не всегда уместны, расходятся с содержанием речи

Эмоциональность, мимика и жесты отсутствуют

Речевое оформление

Предложения построены верно

В построении предложений есть ошибки

Наличие связующих (вводных) слов

Отсутствие речевых повторов

Соответствие регламенту

Выступление длится более 2 минут

1,5 – 2 минуты

1-1,5 минуты

Менее 1 минуты

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

    Розенталь П.А. Стилистика. М.: Просвещение, 1985.

    Власенков А.И., Рыбникова О.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М. «Просвещение», 2006 г.

    Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова М. Просвещение 1982 год.

    Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 год.

5. Гольдин В.Е. Речь и этикет М. Просвещение 1983 год.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка М. 2002 год.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М. Айрис рольф, 1996 год.

8. Чечет Р.Г., Софронова И.Н. Тесты по стилистике и культуре речи. Минск: «Тетра Системс», 2006 год.

    медиаресурсы:

    Тренинг по публичному выступлению

    Интернет- ресурсы

    Учебник «Культура речи» http://www.klex.ru/5ew

2. Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/

Программа элективного курса «Культура России с древнейших времен до начала XXI века”.

Пояснительная записка.

Элективный курс по культуре дополняет элективные курсы расширенного и углубленного изучения истории России. Связан с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. Изучение истории и культуры направлено на более глубокое ознакомление с социокультурным опытом человечества, вкладом России в мировую культуру. Курс поможет учащимся справиться с заданиями, добавленными в КИМ ЕГЭ 2013г. (блок заданий на работу с иллюстративным материалом по культуре) , а также расширить кругозор учащихся о деятелях культуры для написания исторического сочинения. Элективный курс составлен на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории».

Цели

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;

Развитие способности анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

Подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации информации как основы решения исследовательских задач;

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности .

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Большую значимость на этой ступени образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентация результатов познавательной и практической деятельности.

Рефлексивная деятельность предполагает умение объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Формирование умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Подготовка учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения.

Уровень подготовки выпускника необходимый для успешной сдачи Единого государственного экзамена.

Основное содержание.

34 часа.

Источники по истории и культуре России (2 часа).

Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Культура Древней Руси (2 часа).

Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры. Древнерусские храмы. Мозаика, фрески.

Древнерусские княжества в XII – середине XV века (2 часа).

Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития (Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.)

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

XV – конце XVI веков (3 часа).

Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Культура России XVII века (2часа).

Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском.

Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия.

Российская культура XVIII века (3часа).

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века. Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли. Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.

Зарождение профессионального театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Культура народов России в первой половине XIX века (3 часа).

Культура народов России в первой половине девятнадцатого века. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Русские ученые Н.И.Лобачевский, Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби, П.П.Аносов, В.Я. Струве, Н.И.Пирогов, Н.М.Карамзин. Путешественники И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, Ф.П.Литке, Г.И Невельский.

Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. А.С.Пушкин. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. М.С.Щепкин, П.С.Мочалов, В.А.Каратыгин. Музыка М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского.

Традиции классицизма в русской архитектуре. Академизм, романтизм и реализм в изобразительном искусстве. Шедевры русских зодчих и скульпторов А.Д.Захарова, А.Н.Воронихина, П.К.Клодта, К.И.Росси, О.И.Бове, И.П.Мартоса, В.П.Стасова, К.А Тона. Исаакиевский собор О.Монферрана. Творчество выдающихся художников К.П.Брюллова, А.А.Иванова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, П.А.Федотова.

XIX века(3часа).

Духовная жизнь российского общества во второй половине девятнадцатого века. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца девятнадцатого века. Творения А.И.Кракау, В.О Шервуда, М.О.Микешина, А.М.Опекушина. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. И.Н.Крамской, С.А.Коровин, Г.Г.Мясоедов, А.К. Саврасов, И.И Шишкин, А.И.Куинджи, И.И.Левитан, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.А.Серов.

Расцвет музыкального искусства и театра. П.А.Стрепетова, М.Н.Ермолова. К.С.Станиславский и Немирович-Данченко. Творчество композиторов Балакирева, Римского Корсакова, Мусоргского, Бородина. «Могучая кучка». П.И.Чайковский. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых Чебышева, Столетова, Попова, Можайского, Бутлерова, Д.И.Менделеева, Сеченова, Мечникова, Соловьева, Ключевского. Экспедиции Семенова Тянь-Шанского, Пржевальского, Миклухи-Маклая.

Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

«Серебряный век» русской культуры (2 часа).

Идейные изыскания российской интеллигенции в начале двадцатого века. Русская религиозная философия. «Серебряный век» русской поэзии. Критический реализм. Русский авангард. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Элитарная и народная культура.

Персоналии: И.П.Павлов, К.Э.Циолковский, Н.Е.Жуковский, А.С.Попов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев, А.А.Блок, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, С.А.Есенин, А.Н.Скрябин, С.С.Прокофьев, А.В.Щусев, Ф.О. Шехтель, М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, К.С. Малевич, В.В.Кандинский, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, С.П.Дягилев.

Культура периода с 1917 по1941 год (2 часа).

Идеологические основы советского общества в 1920-х-1930-х годах. Литературно-художественные группировки 1820-х годов. Утверждение метода социалистического реализма. Советская интеллигенция. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. Задачи и итоги «культурной революции». Ликвидация неграмотности, создание советской системы образования. Наука в СССР в 20-е-30-е годы. Повседневная жизнь советских людей.

Персоналии: А.М.Горький, М.А.Шолохов, А.Н.Толстой, А.А.Дейнека, Г.Г.Нисский, В.И.Мухина, И.А.Пырьев, С.А.Герасимов, М.И.Ромм, Г.В.Александров, И.О.Дунаевский.

Культура периода с 1941 до 1991года (3часа).

Идеология и культура в годы Великой Отечественной войны. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Борьба с инакомыслием в начале 1960-х гг. Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

Советская культура середины 1960-х начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Самиздат. Роль науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской системы образования во второй половине двадцатого века. Успехи в области спорта.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Дискуссии о переосмыслении прошлого.

Персоналии: И.М.Тоидзе, К.М.Симонов, А.Т.Твардовский, Д.Д.Шостакович, Л.И.Утесов, К.И.Шульженко, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев, И.В.Курчатов, П.Л.Капица, Е.В.Вучетич, И.Г.Эренбург, А.И.Солженицын, А.А.Фадеев, С.С Прокофьев, Г.Н.Данелия, М.К.Калатозов, Г.Н. Чухрай, А.В.Баталов, Т.Е.Самойлова, В.С.Ивашов, М.В. Келдыш, В.Н.Челомей, Л.В.Канторович, В.Г.Распутин, В.М.Шукшин, В.В.Быков, С.Ф.Бондарчук, В.В.Тихонов, А.А.Тарковский, Г.П.Вишневская, Е.В.Образцова, М.М.Плисецкая, Г.С.Уланова, В.В.Васильев, Л.Г.Зыкина, И.Д.Кобзон, М.М.Магомаев, А.Б.Пугачева, Б.Ш.Окуджава, В.В.Высоцкий, Т.Т.Салахов, Т.Н.Яблонская, Э.И.Неизвестный и другие известные деятели науки и культуры.

Культура современной России (2 часа).

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Процесс духовного переосмысления прошлого. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества. Особенности современного развития художественного творчества. Постмодернизм в мировой и отечественной культуре. Наука и образование в России в начале века XXI.

Персоналии:В.И.Белов, Ч.Т.Айтматов, В.С.Токарева, П.Н.Фоменко, Г.Б.Волчек, М.А.Захаров, О.П.Табаков, Ю.А.Соломин, М.А.Ульянов, К.Ю.Лавров, Е.П.Леонов, И.М.Чурикова, А.Г.Абдулов, В.С.Лановой (и многие другие известные актеры), В.А.Гергиев, М.В.Плетнев, М.Л.Ростропович, Д.Мацуев, Н.С.Михалков, С.С.Бодров(мл.), В.И.Хотиненко, П.С.Лунгин, З.К.Церетели, И.С.Глазунов, А.М.Шилов,арх.М.Э.Лобазов, А.М.Савин, Ю.Э.Григорян, А.А.Скокан, Д.С.Лихачев.

Итоговое повторение и контрольный тест(2часа).

Резервный урок (1час).

Тематическое планирование.

Тема 1. Источники по истории и культуре России (2 часа).

п/п

Тема урока

Знать

Уметь

Источники по истории и культуре России

Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Тема 2. Культура Древней Руси. (2часа)

Культура как один из факторов образования древнерусской народности.

Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Зодчество и живопись в Древней Руси.

Древнерусские храмы. Мозаика, фрески.

Рассказывать о памятниках культуры, давать их описания, определять взаимосвязь русской культу ры с культурами других стран, находить особенности.

Тема3. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (2 часа).

Культура домонгольской Руси.

Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития (Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.)

Культура русских земель в конце XIII –середине XV века.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Рассказывать о памятниках культуры, давать их описания, определять взаимосвязь русской культуры с культурами других стран, находить особенности. Формировать собственный алгоритм решения познавательных задач, определять способы и методы их решения.

Тема 4. Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков (3 часа).

Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства.

Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества.

Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений

Памятники архитектуры и живописи XV-XVI веков.

Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Уверенно использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентация результатов познавательной и практической деятельности

Развитие «книжного дела». Быт и нравы.

Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство, время, обстоятельства, цели создания источника, степень достоверности).

Тема5. Культура России XVII века (2часа).

Особенности русской традиционной культуры. Архитектура.

Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском.

Русская живопись семнадцатого века. Грамотность и школы.

Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия.

Уверенно использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентация результатов познавательной и практической деятельности

Тема 6. Российская культура XVIII века (3часа).

Влияние западноевропейской культуры на русскую.

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств.

Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений

Русская архитектура и скульптура восемнадцатого века.

Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века. Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли.

Уверенно использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентация результатов познавательной и практической деятельности

Живопись восемнадцатого века.

Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.

Зарождение профессионального театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Рассказывать о памятниках культуры, давать их описания, определять взаимосвязь русской культуры с культурами других стран, находить общее и особенности. Рассказывать о жизни и быте людей той эпохи.

Повторение и обобщение. Контрольный тест (2часа).

Повторение и обобщение. Контрольный тест.

Изученное по темам 1-6.

Выполнять тестовые задания в формате ЕГЭ.

Тема 7. Культура народов России в первой половине XIX века (3часа).

Особенности русской культуры первой половины девятнадцатого века.

Культура народов России в первой половине девятнадцатого века. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Русские ученые Н.И.Лобачевский, Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби, П.П.Аносов, В.Я. Струве, Н.И.Пирогов, Н.М.Карамзин. Путешественники И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, Ф.П.Литке, Г.И Невельский.

Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. А.С.Пушкин. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. М.С.Щепкин, П.С.Мочалов, В.А.Каратыгин. Музыка М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского.

Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений

Архитектура и скульптура первой половины девятнадцатого века.

Традиции классицизма в русской архитектуре. Академизм, романтизм и реализм в изобразительном искусстве. Шедевры русских зодчих и скульпторов А.Д.Захарова, А.Н.Воронихина, П.К.Клодта, К.И.Росси, О.И.Бове, И.П.Мартоса, В.П.Стасова, К.А Тона. Исаакиевский собор О.Монферрана

Живопись первой половины девятнадцатого века.

Творчество выдающихся художников К.П.Брюллова, А.А.Иванова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, П.А.Федотова.

Уверенно использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентация результатов познавательной и практической деятельности

Тема 8. Культура народов России во второй половине XIX века(3часа).

Возрождение национальных традиций в русской культуре.

Духовная жизнь российского общества во второй половине девятнадцатого века. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца девятнадцатого века. Творения А.И.Кракау, В.О Шервуда, М.О.Микешина, А.М.Опекушина.

Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений

Музыка, театр и живопись второй половины девятнадцатого века.

Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. И.Н.Крамской, С.А.Коровин, Г.Г.Мясоедов, А.К. Саврасов, И.И Шишкин, А.И.Куинджи, И.И.Левитан, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.А.Серов.

Расцвет музыкального искусства и театра. П.А.Стрепетова, М.Н.Ермолова. К.С.Станиславский и Немирович-Данченко. Творчество композиторов Балакирева, Римского Корсакова, Мусоргского, Бородина. «Могучая кучка». П.И.Чайковский

Уверенно использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентация результатов познавательной и практической деятельности

Образование и наука второй половины девятнадцатого века.

Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых Чебышева, Столетова, Попова, Можайского, Бутлерова, Д.И.Менделеева, Сеченова, Мечникова, Соловьева, Ключевского. Экспедиции Семенова Тянь-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая.

Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

Вести поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, критически оценивать достоверность полученной информации. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Тема 9. «Серебряный век» русской культуры (2 часа).

«Серебряный век» русской культуры.

Наука в начале двадцатого века. Идейные изыскания российской интеллигенции в начале двадцатого века. Русская религиозная философия. «Серебряный век» русской поэзии. Критический реализм. Архитектура. Персоналии: И.П.Павлов, К.Э.Циолковский, Н.Е.Жуковский, А.С.Попов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев, А.А.Блок, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, С.А.Есенин, А.В.Щусев, Ф.О. Шехтель.

Формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотносить их с исторически сложившимися мировоззренческими системами, идеологическими теориями.

Представлять результаты индивидуальной работы в форме исторического сочинения, конспекта, публичной презентации.

Давать описание памятников культуры.

Элитарная и народная культура.

Русский авангард. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Музыка и театр. Элитарная и народная культура. М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, К.С. Малевич, В.В.Кандинский, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, С.П.Дягилев, С.С.Прокофьев, А.Н.Скрябин

Тема 9. Культура периода с 1917 по1941 год (2 часа).

Культура периода с 1917 по 1941 год.

Идеологические основы советского общества в 1920-х-1930-х годах. Литературно-художественные группировки 1820-х годов. Утверждение метода социалистического реализма. Советская интеллигенция. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. Повседневная жизнь советских людей.

Персоналии: А.М.Горький, М.А.Шолохов, А.Н.Толстой, А.А.Дейнека, Г.Г.Нисский, В.И.Мухина, И.А.Пырьев, С.А.Герасимов, М.И.Ромм, Г.В.Александров, И.О.Дунаевский.

Вести поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, критически оценивать достоверность полученной информации. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Советская наука и образование.

Задачи и итоги «культурной революции». Ликвидация неграмотности, создание советской системы образования. Наука в СССР в 20-е-30-е годы

Формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотносить их с исторически сложившимися мировоззренческими системами, идеологическими теориями.

Тема10. Культура периода с 1941 до 1991года (3часа).

Идеология и культура в годы войны.

Идеология и культура в годы Великой Отечественной войны. Персоналии: И.М.Тоидзе, К.М.Симонов, А.Т.Твардовский, Д.Д.Шостакович, Л.И.Утесов, К.И.Шульженко.

Слушать лекцию учителя, составлять конспект, вести поиск информации в источниках разного вида, включая интернет-ресурсы.

Советская культура в середине 60-х- середине 80-х годов.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры.

Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Борьба с инакомыслием в начале 1960-х гг. Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса. Ю.А.Гагарин, С.П.Королев, И.В.Курчатов, П.Л.Капица, Е.В.Вучетич, И.Г.Эренбург, А.И.Солженицын, А.А.Фадеев, С.С Прокофьев, Г.Н.Данелия, М.К.Калатозов, Г.Н. Чухрай, А.В.Баталов, Т.Е.Самойлова, В.С.Ивашов, М.В.

Участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации данные разных источников, учитывать различные мнения.

Советская культура середины 60-х –начала 1980-х годов.

Советская культура середины 1960-х начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Самиздат. Роль науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской системы образования во второй половине двадцатого века. Успехи в области спорта.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Дискуссии о переосмыслении прошлого. Персоналии:

Келдыш, В.Н.Челомей, Л.В.Канторович, В.Г.Распутин, В.М.Шукшин, В.В.Быков, С.Ф.Бондарчук, В.В.Тихонов, А.А.Тарковский, Г.П.Вишневская, Е.В.Образцова, М.М.Плисецкая, Г.С.Уланова, В.В.Васильев, Л.Г.Зыкина, И.Д.Кобзон, М.М.Магомаев, А.Б.Пугачева, Б.Ш.Окуджава, В.В.Высоцкий, Т.Т.Салахов, Т.Н.Яблонская, Э.И.Неизвестный и другие известные деятели науки и культуры.

Вести поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, критически оценивать достоверность полученной информации. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Различать в информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории.

Тема 11. Культура современной России (2часа).

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Процесс духовного переосмысления прошлого. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Персоналии: В.И.Белов, Ч.Т.Айтматов, В.С.Токарева, П.Н.Фоменко, Г.Б.Волчек, М.А.Захаров, О.П.Табаков, Ю.А.Соломин, М.А.Ульянов, К.Ю.Лавров, Е.П.Леонов, И.М.Чурикова, А.Г.Абдулов, В.С.Лановой (и многие другие известные актеры), В.А.Гергиев, М.В.Плетнев, М.Л.Ростропович, Д.Мацуев, Н.С.Михалков, С.С.Бодров(мл.), В.И.Хотиненко, П.С.Лунгин, З.К.Церетели, И.С.Глазунов,

Осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Россия в условиях становления информационного общества. Особенности современного развития художественного творчества. Постмодернизм в мировой и отечественной культуре. Наука и образование в России в начале века XXI. А.М.Шилов,арх.М.Э.Лобазов, А.М.Савин, Ю.Э.Григорян, А.А.Скокан, Д.С.Лихачев.

Уверенно использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентация результатов познавательной и практической деятельности

Повторение, обобщение и контроль знаний (3часа).

Литература:

1.А.Н.Сахарав, В.И.Буганов « История России с древнейших времен до конца XVII века». Учебник для 10кл. 2007г.

2.В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров «История России. Конец XVII-XIX век». Учебник для 10кл. 2007г.

3.Н.В.Загладин «История Отечества XX- начало XXI века» Учебник для 11кл. 2004г.

4.Живопись. Государственная Третьяковская галерея. М.1981г.

5.Г.Р.Косова «Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР» М.Просвещение 1981г.

6. Э.С. Смирнова под ред. Д.С.Лихачева «Культура Древней Руси» Просвещение.Ленингр. отд. 1967г.

7.Брошюры: «Новгородский кремль», «Новгород», «Памятник Тысячелетия России» Новг.1980г.

«Церковь Покрова в Филях», «Русский музей»!987г.

8.Литературно-художественные, историко-культурные иллюстрированные журналы советского фонда культуры и Роскомпечати СССР «Наше наследие»

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Русская художественная культура от Древней Руси до конца XIX века» основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.

Элективный курс имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств и литературы. В основу элективного курса положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации по конец XIX века.

Цель элективного курса – формирование у учащихся представления о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи элективного курса

  1. Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
  2. Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры.
  3. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русским мастеров.

Предназначение программы. Материал элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов.

Основные функции элективного курса. Элективный курс может выполнять три основные функции:

  • выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса;
  • развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
  • быть направленным на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля.

Актуальность элективного курса определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.

Новизна программы

Эвристическая направленность на формирование художественной культуры учащихся как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.

Основные умения и навыки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные эпохи в развитии русской художественной культуры;
  • основные стили и направления в русской художественной культуре;
  • роль древнерусского искусства для современности;
  • роль и место русского классического наследия в художественной культуре современности;
  • выдающиеся памятники русского искусства и культуры;
  • основные понятия, определения, термины, связанные с историей русской художественной культуры.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать и анализировать произведения русской художественной культуры;
  • давать самостоятельную оценку произведений искусства, характерных для различных эпох и стилей;
  • объяснить роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека;
  • пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.

Учебно-тематический план

Количество часов

Тема урока

Введение. Цели и задачи элективного курса.

Принятие христианства. Искусство Киевской Руси.

Азбука архитектуры. Особенности древнерусской архитектуры.

Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Древнерусские города.

Древнерусская живопись. Русская икона.

Письменность и книгопечатание.

Искусство Москвы.

Колокольные звоны.

«Живое дерево ремесел». Декоративно-прикладное искусство. Русские народные промыслы.

«Круглый год». Русские народные праздники.

Искусство эпохи Просвещения. Искусство и культура Петровской эпохи.

Изобразительное искусство Петровской эпохи. Станковый портрет.

Портрет 18 века: Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский.

Русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга.

Русские художники 19 века. Художники-передвижники.

«Музыка - душа народа». Творчество великих русских композиторов 19 века: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского – «Могучая кучка».

Итоговый контроль.

Литература

  1. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: «Просвещение», 1987.
  2. Энциклопедический словарь юного историка. – РА: «Просвещение», 1990.
  3. История русского и советского искусства / под ред. Д.В. Сарабьянова. – М.: Высшая школа, 1989.
  4. Рапацкая, Д.А., Русское искусство XVIII века. (Рассвет на Неве). – М.: 1995.
  5. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: «Просвещение», 1993.
  6. Юдин В., Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. – Саратов; Приволжское книжное издательство, 1992.
  7. Кузнецова, Э.В., Исторический и батальный жанр. – М.: «Просвещение», 1992.
  8. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. – М.: «Просвещение», 1979.
  9. Рябцев, Ю.С. История русской культуры: рабочая тетрадь: 2 ч, - М.: Владос, 2001.
  10. Беседы о живописи в школе. Искусство.- М.: 1996.
  11. Русская культура. В помощь школьнику. – М.: Конвес, 1997.
  12. Газета «Искусство» с 1996 г, приложение к газете «Первое сентября»
  13. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура, X-XI классы. Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2003.
  14. Русская художественная культура: учебник для 10 класса. – М.: «Просвещение».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

Программа

элективного курса по технологии

для 9 классов

«Культура и традиции русского народа, через изготовление русской куклы»

Составитель: Журавлева Марина Игоревна

учитель технологии

Количество учебных часов – 17 часов

2010 учебный год

«Кто изучил науки, а к делу их не применил,

словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял,

или засеял, да урожаем не воспользовался».

Алишер Навои

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы

Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, являющейся основой, средством, условием существования человека, поэтому данный курс обладает большими возможностями для реализации задач духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания учащихся.

Курс направлен на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями. Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы в изготовлении русской народной куклы.

2. Цели программы

Приобщение учащихся к народной культуре, воспитание духовно богатого человека, знающего и поддерживающего традиции и обычаи русского народа.

3. Задачи курса

- формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как части культуры народа;

- углубить и систематизировать знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству;

Изучение традиций, обычаев русского народа, истории русского быта, народного костюма, народной куклы;

Создавать условия для нравственного воспитания учащихся;

Воспитывать любовь к России, народу и его традициям;

    способствовать развитию творческих способностей личности;

    воспитание у учащихся творческого подхода в выполнении работ по изготовлению русской куклы.

    обучать учащихся умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

4. Принципы и подходы, лежащие в основе программы

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для изготовления народной куклы. Курс предполагает, что при изучении курса учащиеся научаться выполнять различные виды работ декоративно - прикладного характера. Выполнение изделий – это творческий процесс. Учащиеся самостоятельно должны выбирать и выполнять работы по изготовления русской народной куклы, оформлению костюма. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративно-прикладного творчества. Знакомятся с историей русской культуры, видами декоративно - прикладного творчества, историей русской народной куклы. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.

5. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать и уметь:

    знать историю развития русской культуры, русского народного костюма, народной куклы;

    новые термины, встречающиеся при изучении темы;

    знать и владеть приемами изготовления народной игрушки;

    знать и владеть технологией конструирования и обработки деталей костюма для русской куклы;

    уметь анализировать результаты своей работы.

6. Результативность

При изучении данного курса учащиеся приобретают знания по русской народной культуре, проявляется интерес к изучению истории, фольклору…Учащиеся в соответствии со своими познавательными интересами получают теоретическую и практическую подготовку по истории русской куклы, изготовлению русской куклы. Они изучают материалы и инструменты для выполнения практических работ. При выполнении практических работ учащиеся самостоятельно выбирают и подбирают материалы для выполнения различных видов кукол. В конечном результате у учащихся должна быть выполнена практическая и теоретическая части работы. Это изделие и письменная (проектная работа), как результат работы.

7. Критерии и показатели усвоения материала

1) Информационные

    формирование представления о русской культуре;

    знание видов декоративно - прикладного творчества, особенностей изготовления изделий и технологий;

    знание о возможности применения русской народной куклы в старину.

2) Исследовательские

    участие в проектной деятельности по изучению русской народной культуры, видов декоративно - прикладного творчества;

    изучение путей овладения приемами изготовления народной куклы.

3) Практические

    формирование практических навыков;

    развитие способностей изготовления изделий, через углубленное или расширенное изучение русского костюма, русской народной куклы.

8. Формы контроля

    диагностика знаний, умений, навыков учащихся;

    презентации проектов учащихся.

Выполнение русской народной куклы, написание и защита проектной работы, является одним из основных методов выявления результатов.

9. Тематическое планирование курса

Тема занятия

Количество часов

Декоративно-прикладное творчество русского народа.

Домашний быт, семейный уклад наших предков. Традиции русского гостеприимства.

Технология традиционных видов рукоделия.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Виды текстильных материалов. Свойства тканей. Технология обработки ткани.

Традиционный народный костюм. Общие и отличительные черты в костюме, аксессуарах.

Выполнение эскиза женского и мужского костюма.

Русская вышивка в национальных костюмах.

Русская тряпичная кукла. История появления куклы на Руси Значение куклы на Руси.

Роль тряпичной куклы в воспитании девочек, подготовки их к будущему материнству.

Традиционные тряпичные куклы: Младенчик. Технология изготовления тряпичной куклы-закрутки.

Кукла на счастье, Кормилка Вепская

Кукла-нянюшка, Утешница

Жонка, Параскева

Многоручка, Зернушка

Куватки, Покосница

Творческие проекты выполнение и защита.

Общее количество часов

Литература

    Энциклопедия рукоделия: Пер. с англ. – М.: Ниола-Пресс,1997.

    Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. - М., 1984.

    Основы художественного ремесла: вышивка, кружево... /Под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. - М.: Просвещение, 1978.

    А.Клиентов, Народные промыслы, - М.: Белый город, 2002

    Коротковой М.В., Традиции русского народа,

    http://www.artdolls.ru/ad/index.html История кукол

    http://www.dollmaster.ru/masterclass.html , Кукольный мастер, мастер-класс

    http://stranamasterov.ru/node , Страна мастеров

    http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/kursy parochki.html , Школа народных ремесел

Пояснительная записка

В век рыночной экономики значительная часть населения России активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, у которых основная профессия – предпринимательство, которое позволяет развернуть свои деловые качества.
Следует отметить, что у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что значительно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.
Учащиеся практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений. А такие знания остро необходимы начинающему работнику, поскольку, плохо зная особенности этикета, он будет всё время ставить себя и других в трудное положение.

Место и роль данного курса

Данный курс позволяет сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебные совещания, служебный телефонный разговор и приём посетителей с позиции их речевой, логической, психологической и невербальной культуры.
При изучении данного курса учащиеся знакомятся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи, учатся вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги.
Программа курса предусматривает предпрофильную подготовку учащихся 9 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в области официально-делового стиля. Кроме того, в курс включены инструкции по употреблению средств языка в деловых документах, а также система упражнений, основанная на типичных ошибках в согласовании и словоупотреблении.

Цели курса

Разрабатывая данный курс, мы ставили перед собой конкретную цель: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и формирования деловых документов. Практическая часть курса включает в себя ряд полезных практических советов по улучшению человеческих отношений, по установлению деловых контактов.

Задачи курса

Обучающие

  • Познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.
  • Ввести понятия «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе.

Воспитывающие.

  • Дать практические рекомендации учащимся по поведению в конфликтных ситуациях, по установлению и улучшению человеческих отношений.

Развивающие.

  • Усвоение учащимися навыков устного и письменного этикета.
  • Научить ребят правильно составлять такие документы, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
  • Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими вести любую из основных форм делового разговора.

Основные особенности программы

Программа курса разделена на 3 части:

Часть первая – «Культура делового общения»
Часть вторая – «Деловой стиль речи»
Часть третья – «Деловые бумаги».

Первая часть знакомит учащихся с понятиями «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в коллективе. Ребята получают рекомендации по поведению в конфликтной ситуации, идёт отработка навыка этикета (устного и письменного).
Во второй части идёт знакомство с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Назначение третьей части практическое. Идёт ознакомление учащихся с образцами составления таких документов, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.

Сроки реализации программы

Обучение по данному курсу рассчитано на 34 часа.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Форма обучения

Организация работы в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование, тестирование и др.
Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары, уроки-конференции, игры и тесты: «Познай себя», «Какой вы слушатель», «Качества, важные для общения, анализ ситуаций, зачёты и контрольные работы, устные выступления. На занятиях широко используются опорные схемы, творческие опорные конспекты, справочная литература.

Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Культура делового общения» учащихся должны научиться:

  • понимать значимость официально-делового стиля, уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
  • знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
  • уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебная переписка, заявление, резюме, расписка, доверенность, справка, письменные отчёты и др.;
  • уметь ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «Культура делового общения»;
  • овладевать нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.

Учебно-тематический план курса «Культура делового общения»

Наименование тем

Кол-во часов Формы контроля
I. Культура делового общения
1. Этика и этикет 1 Конспект
2. Искусство вежливости 1 Конспект
3. Основные правила поведения на улице, в общественном транспорте, за столом. 1 Конспект
4. Знаете ли вы? (из истории русского этикета) 1 Разбор ситуации успеха
5. Мимика, позы, жесты. Тест «Умеете ли вы общаться?» 1 рисунок по теме
6. Служебная этика и служебный этикет.
(из истории делового этикета)
1
7. Искусство вежливости. 1 Конспект
8. Если на работе возникает конфликт. 1 Разбор ситуации успеха
9. Этикет деловой речи. 1 Конспект. Разбор ситуации успеха
10 Традиции в составлении официальных писем (письмовики). 1 Урок-консультация
11. Деловые качества (выбор профессии) 1 Урок-лекция, анализ тестов.
12. Типы темпераментов
Тест «Умеете ли вы себя контролировать?»
1 Урок-лекция, деловая игра.
13. Ключи к успеху в жизни и работе
(Разбор способов выработки иммунитета от эмоциональных травм)
1 Урок-диалог
14. Заповеди делового человека. 1 Разбор ситуаций и составление конспекта рекомендации.
15. Тест «Рационально ли вы используете своё свободное время? Возраст успеха. 1 Тестирование, разбор мнений по данному вопросу.
II. Деловой стиль речи
1. Языковые средства в официально-деловом стиле речи. 1 Конспект. Тренировочные упражнения.
2. Лексические средства делового стиля речи. 1 Лекция
3. Фразеология деловой речи. 1 Конспект, работа над тренировочными упражнениями.
4. Морфологические средства языка
а) трудности в употреблении кратких форм прилагательных;

Урок-семинар

б) – трудности в употреблении местоимений;
– трудности в употреблении числительных.
1 Урок-семинар
в) особенности употребления форм глагола. Трудности в употреблении предлогов. 1 Урок-семинар
5. Синтаксические ошибки делового стиля

а) трудности в согласовании сказуемого с подлежащим;

Урок-лекция, упражнения тренинги.

б) трудности в согласовании определений; 1 Урок-лекция, упражнения тренинги.
в) трудности в употреблении дополнений и обстоятельств; 1
г) использование конструкций с отглагольными существительными; 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
д) употребление личных и безличных конструкций действительных и страдательных оборотов. 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
е) сложное предложение. 1 Урок-лекция, отработка навыка (упражнение-тренинг)
III. Деловые бумаги
1. Автобиография 1 Практическое занятие
2. Заявление 1 Практическое занятие
3. Личный листок по учёту кадров. 1 Практическое занятие
4. Доверенность. 1 Практическое занятие
5. Резюме 1 Практическое занятие
6. Апелляция 1 Практическое занятие
Примерная тематика проектов:
  • Риторический инструментарий деловой речи.
  • Речевой этикет в деловом общении.
  • Умозаключения и их использование в деловой практике.
  • Вербальные и невербальные средства делового общения
  • Официально-деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.
  • Деловые бумаги и работа с ними.
  • Употребление нейтральных жестов в деловом разговоре.
2 Защита проектов

Библиография

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975 г.
  2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М. 1990г.
  3. Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. М. 2004г.
  4. Брагина А.А. Правильно ли мы говорим? Как обратиться к незнакомому человеку? Ж. «Русская речь», 1985 г., № 1.
  5. Веселов П.В., Овчинникова Н.В. «Служебный речевой этикет». Ж. « Русская речь», 1986 г., № 5.
  6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». М.,1993 г.
  7. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983 г.
  8. Горелов И.Н. и другие. «Умеете ли вы общаться?» , М., 1991 г.
  9. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов) М., 1989 г.
  10. Т.С.Кудрявцева, О.Ю.Шарапова. Деловой стиль речи. Деловые бумаги. Деловые качества. М.: ЮНВЕС – 1997 г.