А. С

При анализе комедии «Горе от ума» жанр произведения и его определение вызывает немало сложностей. Являясь новаторской, комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова разрушила и отвергла многие принципы классицизма. Как и традиционная классицистическая пьеса, «Горе от ума» имеет в своей основе любовную интригу. Однако параллельно с ней развивается общественный конфликт. Здесь поднимаются вопросы взяточничества, чинопочитания, лицемерия, презрения к уму и образованности, карьеризма. Поэтому не представляется возможным четко обозначить разновидность комедии «Горе от ума». В ней переплетаются черты и комедии характеров, и бытовой комедии, и общественной сатиры.

Нередко возникаю даже споры о том, а комедия ли «Горе от ума». Как определяет жанр пьесы «Горе от ума» ее создатель? Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. Но ведь ее главный персонаж отнюдь не комичен. Тем не менее «Горе от ума» обладает всеми признаками комедии: здесь есть комические персонажи и комические ситуации, в которые они попадают. Например, Софья, застигнутая отцом в комнате с Молчалиным, говорит, что секретарь Фамусова оказался там случайно: «Шел в комнату, попал в другую».

Глупые шутки Скалозуба демонстрируют его внутреннюю ограниченность, несмотря на внешнюю солидность: «Мы с нею вместе не служили». Комичным является несоответствие мнения персонажей о себе и тем, что они представляют собой на самом деле. К примеру, уже в первом действии Софья называет Скалозуба глупым, заявляет, что в разговоре он не может связать двух слов. Сам же Скалозуб так говорит о себе: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы, об них как истинный философ я сужу».

Современники называли пьесу «Горе от ума» высокой комедией, потому что в ней подняты серьезные нравственные и общественные проблемы.

Однако традиционные возможности этого жанра не были способны в полной мере решить творческий замысел писателя. Поэтому Грибоедов вносит существенные корректировки в традиционное понимание комедии.

Во-первых, Грибоедов нарушает единство действия. В его пьесе впервые появляются два равноправных конфликта: любовный и социальный. Кроме того в классицизме в развязке порок должен быть побежден добродетелью. В пьесе «Горе от ума» этого не происходит. Чацкий, если и не побежден, то вынужден отступить, так как он в меньшинстве и не имеет шансов на победу.

Во-вторых, изменяется и подход к персонажам комедии. Грибоедов делает их более реалистичными, отказываясь от традиционного деления на положительных и отрицательных героев. Каждый персонаж здесь, как и в жизни, наделен как положительными, так и отрицательными качествами.

Также можно говорить о присутствии в пьесе элементов драматического жанра. Чацкий не только не смешон, он еще и переживает душевную драму. Находясь три года за границей, он грезил встречей с Софьей, строил в мечтах счастливое будущее с ней. Но Софья холодно встречает бывшего возлюбленного. Она увлечена Молчалиным. Мало того, что надежды Чацкого в любви не оправдались, он еще и чувствует себя лишним в фамусовском обществе, где ценятся только деньги и чины. Теперь он вынужден осознать, что навсегда оторван от людей, среди которых был воспитан, от дома, в котором вырос.

Личную драму переживает и Софья. Она была искренне влюблена в Молчалина, рьяно защищала его перед Чацким, находила в нем положительные черты, но оказалась жестоко преданной своим возлюбленным. Молчалин был с ней только из почтения к ее отцу.

Таким образом, жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что пьеса представляет собой смешение нескольких жанров, ведущим из которых является жанр общественной комедии.

Тест по произведению

Говорить мы будем об одной из главных российских комедий «Горе от ума» Александра Грибоедова (см. рис. 1).

Рис. 1. Александр Сергеевич Грибоедов

Александр Сергеевич принадлежал к поколению творческих людей. Они считали бюрократическую службу и литературу занятиями несовместимыми. Поколение Грибоедова – люди частной жизни. Александр Сергеевич служил, был опытным дипломатом. Он отвечал за подготовку туркманчайского договора, который примирил кавказские народы с Ираном (см. рис. 2). Как дипломат он и погиб.

В 1829-м году в Тегеране возмущенная толпа напала на представителей российской дипломатической миссии, многих убили, в числе них был и Грибоедов.

Рис. 2. К. Осокина с оригинала В. Мошкова. «Подписание мирного договора в Туркманчае 10 февраля 1828 года»

Сначала Грибоедов хотел назвать произведение «Горе уму», но назвал «Горе от ума». Главный герой воплощает в себе все черты романтической личности. Действие разворачивается в Москве, потому что столицей был Петербург. Москва была важным городом, но отчасти деревенским, м доживали свой век сановники, мало служили. Московские аристократические нравы, не были нравами служивых людей.

После трехлетнего отсутствия в Москву возвращается молодой человек Чацкий. Он приезжает в дом Фамусовых, навестить подругу Софью, в которую был влюблен. Но обнаруживает перемены в возлюбленной, в отношениях между людьми. Вступает в конфликт с обыденностью, с Фамусовым и отчасти с Софьей. У Фамусова новый помощник Молчалин, в него влюблена Софья. Чацкий не замечает этого. Он не может представить, что девушка, с ее развитием может влюбиться в безличного Молчалина.

Комедия просветительская, подчиняется классическим образцам.

Принципы драматического произведения

  • Единство времени. Действие длится не более суток.
  • Единство места. Действие разворачивается в одном доме.
  • Единство действия. Сюжет не должен быть усложнен.

Все эти правила соблюдены. Однако сам Чацкий не похож на героя просветительской комедии. Мы читали «Недоросля» Фонвизина, в произведении Грибоедова все иначе.

Пушкин, прочитав «Горе от ума» пришел к выводу, что герой ее совсем не умен.

Он писал в письме Вяземскому 28 января 1825 г. «Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен». Также в конце января Пушкин написал Бестужеву:

«В комедии “Горе от ума” кто главное действующее лицо? Ответ - Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Благородный, добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями остротами и сатирическими замечаниями».

Три очень важные сцены «Горя от ума», в которые Грибоедов вкладывал один смысл, а Пушкин находил другой.

Фамусов

Опасный человек!

Чацкий

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов

Что говорит! и говорит, как пишет!

Чацкий

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок.

Фамусов

Он вольность хочет проповедать!

Чацкий

Кто путешествует, в деревне кто живет...

Фамусов

Да он властей не признает!

Чацкий

Кто служит делу, а не лицам...

Фамусов

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

А.С. Грибоедов

В конечном итоге Фамусов закрывает уши, а Чацкий продолжает говорить.

Для Пушкина как человека с неромантическим сознанием Чацкий совершает глупость: нельзя что-то проповедовать человеку, если он не желает слушать.

Еще больше основания Пушкину сомневаться в уме Чацкого дает 3-е действие, 22-е явление, где Чацкий произносит свой знаменитый монолог о французике из Бордо.

В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча

И сказывал, как снаряжался в путь…

А.С. Грибоедов

Этот большой монолог завершается ремаркой автора:

Пять, шесть найдется мыслей здравых

И он осмелится их гласно объявлять, -

Глядь...

(Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам.)

Чацкий не видит ничего вокруг себя. Его никто не слушает. Он проповедует, ослепленный страстью, не обращая внимания на окружающую его реальность. Есть и зеркальное отражение этих эпизодов. Действие 4, явление 5, когда Репетилов поступает как Чацкий. Он разговаривает со Скалозубом, проповедует ему высокие мысли, произносит длинный монолог и получает ремарку:

(Останавливается, увидя, что Загорецкий заступил место Скалозуба, который покудова уехал.)

Это пародия на монолог Чацкого. На разговор с неслушающим Фамусовым, на монолог про французика из Бордо, где все кружат в танце. Репетилов пустой герой, который поступает как Чацкий.

Пушкин, как зритель классической поры, видит одно, а Грибоедов, как автор новой комедии, вкладывает нечто совершенно другое.

Для Грибоедова романтическая личность не нуждается в исправлении окружающего мира. Чацкий не должен исправлять мир, а истину проповедовать. Конфликт с миром и есть содержание романтического героя. Пушкин смотрит на Чацкого с точки зрения сценического устройства.

Герой, который не видит людей, для Пушкина смешон, а для Грибоедова возвышен. Романтическая личность не может опускаться до того, чтоб наблюдать за реальностью. Репетилов - пародия не на Чацкого, а на московского франта, который подражает герою. Высокие идеи, не вмещающиеся в голову Репетилова, не унижают Чацкого. Сюжет строится на случайной обмолвке, обрастающей неслучайными последствиями.
Чацкий случайно произносит фразы, которые подхватывает Софья и как слух пускает в толпу.

«Ум с сердцем не в ладу»

«Как во мне рассудок цел остался»

«От сумасшествия смогу я остеречься».

Софья бросает слух, что Чацкий не в своем уме. С точки зрения Пушкина герой ведет себя неумно, потому что сам подсказывает Софье ход, который она использует против него.

Чацкий - романтическая личность. А Пушкин, зритель, преодолевший романтизм в самом себе, требует от героя того, чего романтическая личность дать не может, не хочет и не должна.

Это нормальное расхождение восприятия и текста. В литературоведении это называется интерпретацией.

Пушкин интерпретировал «Горе от ума» не так, как Грибоедов его задумал.

Со своей задачей изобразить романтического героя Грибоедов справился.

О взаимоотношении двух выдающихся людей XIX века расскажет документальный фильм «История одной мистификации. Пушкин и Грибоедов» .

Умен ли Чацкий? Об этом размышлял не только Пушкин. Споры не прекращаются и по сей день. Комедии Грибоедова посвящена программа, Игоря Волгина

План сочинения

1. Вступление. Жанровое определение пьесы Грибоедова «Горе от ума» русской критикой.

2. Основная часть. Черты различных жанров в пьесе.

Языковой элемент комического в пьесе.

? «Горе от ума» как комедия характеров.

? «Горе от ума» как комедия положений. Мотив падения и его комическое значение.

? «Горе от ума» как комедия положений. Мотив глухоты и его комическое значение.

Пародийные эффекты пьесы.

? «Горе от ума» как сатира и политическая комедия.

Черты драмы в комедии Грибоедова.

3. Заключение. Синтез жанров, представленный в пьесе.

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова разрушала традиционные жанровые принципы. Резко отличаясь от классицистической комедии, пьеса вместе с тем не была основана на любовной интриге. Нельзя было отнести ее и к жанру бытовой комедии или комедии характеров в чистом виде, хотя черты этих жанров также присутствовали в произведении. Пьеса являлась, как говорили современники, «высокой комедией», тем жанром, о появлении которого мечтали декабристские литературные круги. В «Горе от ума» сочетались общественная сатира и психологическая драма; комические сцены сменялись в ней сценами высокими, патетическими. Попробуем рассмотреть жанровые особенности пьесы более подробно.

Прежде всего, отметим элементы комического в произведении. Известно, что сам Грибоедов называл «Горе от ума» комедией. И здесь, безусловно, стоит отметить наличие в пьесе и явных комических приемов и скрытой авторской иронии. Языковые комические приемы драматурга – это гипербола, алогизм, двусмысленности, прием доведения до абсурда, искажение иностранных слов, употребление иностранных слов в русской речи персонажей. Так, гиперболу мы замечаем в репликах Молчалина, который стремится угодить «собаке дворника, чтоб ласкова была». С этим приемом перекликается прием доведения до абсурда. Так, обсуждая с гостями безумие Чацкого, Фамусов отмечает «наследственный фактор»: «По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз». В речи старухи Хлестовой присутствует алогизм: «Был острый человек, имел душ сотни три». Личностные особенности Чацкого она определяет его состоянием. Двусмысленности звучат в речи Загорецкого, осуждающего баснописцев за «…насмешки вечные над львами! над орлами!». В финале своей речи он заявляет: «Кто что ни говори: Хотя животные, а все-таки цари». Именно эта строка, уравнивающая «царей» и «животных» звучит в пьесе двусмысленно. Комический эффект создается и за счет искажения автором иностранных слов («Да не в мадаме сила», «Да от ланкартачных взаимных обучений»).

«Горе от ума» – это и комедия характеров. Комедийным является образ князя Тугоуховского, который, страдая от глухоты, превратно понимает окружающих и перевирает их реплики. Интересен образ Репетилова, являющегося и пародией на Чацкого, и одновременно антиподом главного героя. Есть в пьесе и персонаж с «говорящей» фамилией – Скалозуб. Однако все шутки его грубоваты и примитивны, это настоящий «армейский юмор»:

Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит.

Скалозуб не остроумен, а, напротив, туп. Определенный элемент комического присутствует и в характере Чацкого, у которого «ум с сердцем не в ладу».

В пьесе есть черты комедии положений, пародийные эффекты. Так, автор многократно обыгрывает два мотива: мотив падения и мотив глухоты. Комический эффект в пьесе создает падение Репетилова (он падает на самом входе, вбегая в дом Фамусова с крыльца). Несколько раз падал Чацкий по пути в Москву («Верст больше седьмисот пронесся, – ветер, буря; И растерялся весь, и падал сколько раз…»). О падении Максима Петровича на светском рауте рассказывает Фамусов. Бурную реакцию окружающих вызывает и падение Молчалина с лошади. Так, Скалозуб заявляет: «Взглянуть, как треснулся он – грудью или в бок?» Падание Молчалина напоминает ему о падении княгини Ласовой, которая «на днях расшиблась в пух» и теперь «для поддержки ищет мужа».

Мотив глухоты звучит уже в первом явлении пьесы. Уже в первом явлении Лиза, не сумев достучаться к Софье Павловне, спрашивает ее: «Вы глухи? – Алексей Степаныч! Сударыня!.. – И страх их не берет!» Фамусов затыкает уши, не желая слушать «завиральные идеи» Чацкого, то есть становится глухим по собственному желанию. На балу графине-бабушке «уши залошило», она же замечает, что «глухота – большой порок». На балу же присутствует князь Тугоуховский, который «ничего не слышит». Наконец, Репетилов затыкает себе уши, будучи не в силах вынести хоровую декламацию княжон Тугоуховских о безумии Чацкого. Глухота действующих лиц здесь содержит глубокий внутренний подтекст. Фамусовское общество «глухо» к речам Чацкого, не понимает его, не желает слушать. Мотив этот усиливает противоречия между главным героем и окружающим его миром.

Стоит отметить и наличие в пьесе пародийных ситуаций. Так, «идеальный роман» Софьи с Молчалиным автор пародийно снижает сравнением Лизы, вспоминающей о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. Однако в «Горе от ума» есть и комизм иного рода, который осмеянием пошлых сторон жизни, разоблачением современного драматургу общества. И в этом плане мы уже можем говорить о сатире.

Грибоедов в «Горе от ума» обличает общественные пороки – бюрократизм, чинопочитание, взяточничество, служение «лицам», а не «делу», ненависть к просвещению, невежество, карьеризм. Устами Чацкого автор напоминает современникам о том, что не существует общественного идеала в своем отечестве:

Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.

Герой Грибоедова критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие» и «рассудка нищету». Не признает он и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, проявляющегося в засилье французского языка. В «Горе от ума» мы находим упоминания о Вольтере, карбонариях, якобинцах, встречаем рассуждения о проблемах общественного строя. Таким образом, в пьесе Грибоедова затрагиваются все злободневные вопросы современности, что и позволяет критикам считать произведение «высокой», политической комедией.

И наконец, последний аспект в рассмотрении данной темы. В чем же состоит драматизм пьесы? Прежде всего, в душевной драме главного героя. Как отмечает И.А. Гончаров, Чацкому «досталось выпить до дна горькую чашу – не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увезя с собой только «мильон терзаний». Чацкий мчался к Софье, надеясь найти у нее понимание и поддержку, надеясь, что она ответит взаимностью на его чувства. Однако что же находит он в сердце любимой женщины? Холодность, язвительность. Чацкий ошеломлен, он ревнует Софью, пытается угадать своего соперника. И не может поверить в то, что его любимая девушка предпочла Молчалина. Софью раздражают колкости Чацкого, его манеры, поведение.

Однако Чацкий не сдается и вечером снова приходит в дом Фамусова. На балу Софья распускает сплетню о сумасшествии Чацкого, ее с готовностью подхватывают все присутствующие. Чацкий вступает с ними в перепалку, произносит горячую, пафосную речь, обличая подлость «прошедшего житья». В финале пьесы правда открывается Чацкому, он узнает, кто является его соперником и кто распустил слухи о его безумии. Кроме того, весь драматизм ситуации усугубляется отчуждением Чацкого от людей, в доме которых он вырос, от всего общества. Воротясь «из дальних странствий», он не находит понимания в своем отечестве.

Драматические ноты звучат у Грибоедова и в обрисовке образа Софьи Фамусовой, которой достается свой «мильон терзаний». Она горько раскаивается, открыв для себя истинную натуру своего избранника и настоящие его чувства к ней.

Таким образом, пьеса Грибоедова «Горе от ума», традиционно считающаяся комедией, представляет собой определенный жанровый синтез, органично соединяя в себе черты комедии характеров и комедии положений, черты политической комедии, злободневной сатиры, наконец, психологической драмы.

Комедия — цвет цивилизации, плод развившейся общественности. Чтобы понимать комическое, надо стоять на высокой ступени образованности.
В. Г. Белинский

По жанру «Горе от ума» социальная (идеологическая) сатирическая комедия. Тема этого произведения — изображение социально значимого столкновения «века нынешнего», желающего заменить старые общественные порядки, исправить нравы общества, и «века минувшего», боящегося любых общественных перемен, потому что эти перемены реально грозят его благополучию. То есть комедия описывает столкновение прогрессивного и реакционного дворянства. Названное социальное противоречие является основным для эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года, которая обнажила многие коренные пороки русского общества. Прежде всего это были, конечно, абсолютизм, крепостное право, бюрократизм, космополитизм.

«Горе от ума» — идеологическая комедия, так как Грибоедов много внимания уделяет спорам героев по самым актуальным для своего времени вопросам, социальным и нравственным. При этом драматург приводит высказывания как Чацкого, который выражает прогрессивные взгляды, так и Фамусова, Скалозуба, Молчалина и гостей, отстаивающих консервативную точку зрения.

Важнейшим вопросом в современной Грибоедову России был вопрос о крепостном праве, которое лежало в основе экономического и политического устройства государства. Чацкий, надо признать, выступает не против крепостного строя, а смело осуждает злоупотребления крепостников, о чём свидетельствует знаменитый монолог «А судьи кто?». Герой упоминает о «Несторе негодяев знатных», который променял на три борзые собаки своих крепостных слуг, хотя Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали... (II, 5) Чацкий говорит также о хозяине крепостного театра: разорившись, он продал своих крепостных артистов поодиночке.

Все рассуждения о жестокости крепостного права не трогают представителей фамусовского общества — ведь на крепостном праве построено всё сегодняшнее благополучие дворянства. А как легко управлять-помыкать совершенно бесправными людьми! Это видно и в доме Фамусова, который пристаёт к Лизе, ругает слуг, волен наказать их всех, когда и как ему заблагорассудится. Об этом свидетельствует и поведение Хлёстовой: она велит покормить на кухне свою собачку и заодно девку-арапку. Поэтому на гневные выпады Чацкого против крепостников Фамусов просто не отвечает и уходит из комнаты, а Скалозуб из монолога «А судьи кто?» уловил только осуждение гвардейского мундира, расшитого золотом, (!) и согласился с этим.

Чацкий, как и Грибоедов, считает, что достоинство дворянина не в том, чтобы быть крепостником, а в том, чтобы быть верным слугой Отечества. Поэтому Чацкий убеждён, что нужно служить «делу, а не лицам» (II, 2). На совет Фамусова послужить он резонно отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (там же). У представителей фамусовского общества совсем другое отношение к службе — для них это средство достижения личного благополучия, а идеалом является праздная жизнь в своё удовольствие. Поэтому Павел Афанасьевич с таким восторгом рассказывает о своём дяде Максиме Петровиче, который дослужился до камергера, развлекая Екатерину шутовскими номерами. «А? Как по-вашему? По-нашему — смышлён», — восклицает Фамусов. Ему вторит Скалозуб:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы. (II, 5)

Молчалин советует Чацкому:

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить? (III,3)

Чацкий уважает умных, дельных людей, сам не боится совершать смелые поступки. Об этом можно судить по туманным намёкам Молчалина о петербургской деятельности Чацкого:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв... (III, 3)

В фамусовском обществе люди ценятся не по личным качествам, а по богатству и родственным связям. Об этом с гордостью говорит Фамусов в монологе о Москве:

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохонький, да если наберётся
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених. (II, 5)

Люди этого круга преклоняются перед иностранцами и иностранной культурой. Однако невысокий уровень образования позволяет графине-внучке Хрюминой, княжнам Тугоуховским понимать только французскую моду — они взахлёб обсуждают на балу складочки и бахрому на новых нарядах. Чацкий в своих высказываниях (особенно в монологе «В той комнате незначащая встреча...» III, 22) весьма резко осуждает низкопоклонство перед заграницей. Он, напротив, выступает как патриот России и считает, что отечественная история ничуть не уступает, например, французской, что русский народ «умный, бодрый» (там же), что, уважая чужую культуру, не следует пренебрегать своей.

Фамусовское общество испытывает страх перед подлинным просвещением. Все неприятности оно связывает с книгами и «учёностью». Это мнение предельно чётко формулирует сам Павел Афанасьевич:

Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. (III, 21)

Все гости торопятся согласиться с Фамусовым в этом вопросе, тут у всех находятся слова: и у княгини Тугоуховской, и у старухи Хлёстовой, даже у Скалозуба. Чацкий, как выразитель передовых идей своего времени, не может согласиться с подобными взглядами Фамусова и его гостей. Он, наоборот, уважает тех,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,
В чьей, по несчастью, голове
Пять, шесть найдётся мыслей здравых,

И он осмелится их гласно объявлять...(III, 22) Легкомысленное отношение к образованию и воспитанию дворянских детей закономерно вытекает из пренебрежения со стороны фамусовского общества к просвещению и наукам. Любящие родители

Хлопочут набирать учителей полки;
Числом поболее, ценою подешевле...(I, 7)

Воспитателями дворянских недорослей становятся иностранцы с сомнительной педагогической репутацией. Грустный результат подобной системы воспитания (преклонение перед Европой и презрение к Отечеству) можно наблюдать в третьем действии:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края!
Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён. (III, 22) Поскольку любовная линия является одной из двух сюжетообразующих, постольку в комедии рассматриваются и отношения в дворянских семьях. Чета Горичей становится образцовой семьёй для фамусовского общества. «Идеальный муж» Горич превращается в игрушку своей капризной жены. Чацкий высмеивает подобные отношения, да и сам Платон Михайлович жалуется на свою жизнь, скучную, однообразную, пустую (III, 6).

«Горе от ума» — сатирическая комедия, ибо в ней зло высмеиваются общественно значимые пороки героев. Практически все персонажи пьесы описаны сатирически, то есть их внешний благообразный вид скрывает внутреннюю пустоту и мелкие интересы. Таким является, например, образ Скалозуба — человека неразвитого, солдафона, который, однако, «метит в генералы» (I, 5). Этот полковник хорошо разбирается только в мундирах, орденах, палочной дисциплине. Его косноязычные фразы указывают на примитивное мышление, но этот «мудрец» является героем всех гостиных, желанным для Фамусова женихом дочери и родственником. Сатирически изображён Молчалин - внешне тихий, скромный молодой чиновник, но в последнем откровенном разговоре с Лизой он раскрывается как низкий лицемер:

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была. (IV, 12)

Теперь все его таланты получают другой смысл: он предстаёт перед персонажами пьесы и читателями человеком без чести и совести, готовым на любую низость ради карьеры. Сатирический характер и у Репетилова. Этот намекает на тайное общество, на какую-то важную государственную задачу, но всё сводится к пустому шуму и крику его друзей-собутыльников, потому что пока важное «государственное дело: Оно, вот видишь, не созрело» (IV, 4). Сатирически представлены, конечно, и гости Фамусова: мрачная старуха Хлёстова, абсолютно глупые княжны, безликие господа N и D, пронырливый Загорецкий. Исчерпывающую характеристику даёт им всем графиня-внучка:

Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать. (IV, 1) Сатирически изображает Грибоедов и Чацкого: этот энтузиаст проповедует благородные идеи в гостиной Фамусова перед самодовольными и пустыми людьми, которые глухи к проповеди добра и справедливости. На такое неразумное поведение главного героя указывал А.С.Пушкин в своём отзыве на «Горе от ума» (письмо к А.А.Бестужеву в конце января 1825 года).

Однако финал сатирического произведения не только не смешной, но даже драматичный: Чацкий потерял любимую девушку, о которой мечтал три года в разлуке; его объявляют сумасшедшим, и он вынужден уехать из Москвы. Почему же Грибоедов назвал свою пьесу комедией? Этот вопрос до сих пор обсуждается в литературоведении. Как кажется, лучшее толкование грибоедовского замысла даёт И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний»: называя «Горе от ума» комедией, драматург хотел подчеркнуть оптимистичность своего произведения. В борьбе «века нынешнего» и «века минувшего» фамусовское общество побеждает только внешне. Чацкий, один защищающий прогрессивные идеи, сломлен «количеством старой силы», при этом он сам нанёс ей смертельный удар — ведь на все его критические замечания и упрёки идейные противники ничего не могли возразить по существу и, недолго думая, объявили его сумасшедшим. Чацкий, по мнению Гончарова, опровергает русскую пословицу: один в поле не воин. Воин, возражает Гончаров, если он Чацкий, причём победитель, но одновременно и жертва.

Итак, «Горе от ума» — чрезвычайно содержательное художественное произведение. Комедия насыщена конкретным жизненным материалом грибоедовской эпохи, отражает политическую борьбу своего времени, борьбу между передовой частью дворянства и косным большинством. Драматург поднял в небольшой пьесе важнейшие общественные проблемы (о крепостном праве, о назначении дворянской службы, о патриотизме, о воспитании, образовании, семейных отношениях в дворянской среде и т.д.), представил противоположные точки зрения на эти проблемы.

Серьёзное и многопроблемное содержание определило жанровое своеобразие произведения — общественная (идеологическая) сатирическая комедия, то есть высокая комедия. Важность поднимаемых в «Горе от ума» социальных проблем становится понятной при сравнении этого произведения с другими пьесами того же времени, например с популярными бытовыми комедиями И.А.Крылова «Урок дочкам», «Французская лавка».

Проблема жанра. Основные приемы комического (А.С. Грибоедов "Горе от ума")

В комедии "Горе от ума" две сюжетные линии: любовная и социально-политическая, они абсолютно равнозначны, и центральным героем обеих является Чацкий.

В драматургии классицизма действие развивалось в силу внешних причин: крупных переломных событий. В "Горе от ума" таким событием становится возвращение Чацкого в Москву. Это событие дает импульс действию, становится завязкой комедии, но не определяет ее ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия.

Отказ Грибоедова от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала, где добродетель торжествует, а порок наказан,- важнейшее свойство его комедии. Реализм не признает однозначных финалов: ведь в жизни все слишком сложно, у каждой ситуации может быть непредсказуемое завершение или продолжение. Поэтому "Горе от ума" не закончено логически, комедия как бы обрывается в самый драматический момент: когда открылась вся правда, "спала пелена" и все главные герои поставлены перед тяжким выбором нового пути.

Жанр пьесы критика определяла по-разному (политическая комедия, комедия нравов, сатирическая комедия), но нам важнее другое: грибоедовский Чацкий - не классицистический персонаж, а "один из первых в русской драматургии романтических героев, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой - глубоко и эмоционально "проживает" обстоятельства, связанные с его любовью к Софье" (Энциклопедия литературных героев. М., 1998).

Грибоедов создал комедию с обширной проблематикой. Она затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и современные в любую эпоху нравственные вопросы. Писатель осмысляет те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают пьесу истинно художественным произведением. И все же он адресовал "Горе от ума" прежде всего своим современникам. Театр А. С. Грибоедов рассматривал в традициях классицизма: не как увеселительное заведение, но как кафедру, трибуну, с которой мог произнести важнейшие мысли так, чтобы их услышала Россия, чтобы современное общество увидело свои пороки - мелочность, пошлость - и ужаснулось им, и посмеялось над ними. Поэтому Грибоедов стремился показать Москву прежде всего смешной.

Согласно правилам приличия, обратимся вначале к хозяину дома - Павлу Афанасьевичу Фамусову. Он ни на минуту не может забыть о том, что он отец дочери-невесты. Ее необходимо выдать замуж. Но, конечно, не просто "сбыть с рук". Достойный зять - вот главная проблема, которая его мучает. "Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!" - вздыхает он. Его надежды на хорошую партию связаны со Скалозубом: ведь он "золотой мешок и метит в генералы". Как беззастенчиво лебезит Фамусов перед будущим генералом, льстит ему, шумно восторгается каждым словом этого откровенно глупого "воина", во время боевых действий отсидевшегося "в траншее"!

Комичен и сам Скалозуб - его ума не хватает даже на то, чтобы усвоить основные правила приличного поведения. Он постоянно громогласно острит и хохочет, рассуждает о "многих каналах" добывания чинов, о счастье в товариществе - это когда товарищи перебиты и ему достаются звания. Но вот интересно: Скалозуб, персонаж чисто фарсовый, смешон всегда одинаково. Гораздо более сложен образ Фамусова: он глубже проработан психологически, он интересен автору как тип. И Грибоедов делает его смешным по-разному. Он просто комичен, когда лебезит перед бравым полковником, заигрывает с Лизой или прикидывается святошей, читая нравоученье Софье. Но его рассуждения о службе: "подписано, так с плеч долой", его восхищение дядюшкой Максимом Петровичем, его гнев на Чацкого и униженный страх перед судом "княгини Марьи Алексевны" уже не только смешны. Они и страшны, страшны своей глубокой безнравственностью, беспринципностью. Страшны тем, что свойственны отнюдь не только Фамусову - это жизненные установки всего фамусовского мира, всего "века минувшего". Именно поэтому Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех - смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим. И "Горе от ума" - это воистину смешная комедия, это созвездие комедийных типов.

Вот, например, семейство Тугоуховских: чванливая супруга, муж на посылках, не произнесший за время своего сценического присутствия ни одной членораздельной реплики, и шесть дочерей. Бедный Фамусов у нас на глазах из кожи лезет вон, чтобы одну-единственную дочку пристроить, а тут шесть княжон, да к тому наверняка отнюдь не блистающих красотой. И не случайно, увидев на балу новое лицо,- а им, конечно же, оказался Чацкий (всегда некстати!) - Тугоуховские тут же принялись за сватовство. Правда, узнав, что потенциальный жених небогат, моментально ретировались.

А Горичи? Разве не комедию они разыгрывают? Наталья Дмитриевна превратила своего мужа, молодого военного, вышедшего недавно в отставку, в неразумное дитя, о котором необходимо постоянно и назойливо заботиться. Платон Михайлович иногда впадает в некоторое раздражение, но, в общем, стоически сносит этот присмотр, давно уже смирившись со своим унизительным положением.

Итак, перед нами комедия из светской жизни современной Грибоедову Москвы. Какую черту, характерную особенность ее автор постоянно подчеркивает? Мужчины находятся в странной зависимости от женщин. Они добровольно отдали свою мужскую привилегию - быть главными - и вполне довольствуются жалкой ролью. Замечательно формулирует это Чацкий:

Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей -

Высокий идеал московских всех мужей.

Считают ли они ненормальным подобное положение вещей? Отнюдь нет, они вполне довольны. Причем, обратите внимание, как последовательно проводит Грибоедов эту идею: ведь женщины правят не только на сцене, но и за сценой. Вспомним Татьяну Юрьевну, о которой упоминает Павел Афанасьевич в монологе "Вкус, батюшка, отменная манера…", покровительство которой так дорого и Молчалину; вспомним и финальную реплику Фамусова:

Ах! Боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна?

Для него - мужчины, барина, государственного чиновника не из мелких - суд какой-то Марьи Алексеевны страшнее Божьего суда, ибо ее слово определит мнение света. Она и ей подобные - Татьяна Юрьевна, Хлестова, графини бабушка и внучка - создают общественное мнение. Женская власть - вот, пожалуй, главная комическая тема всей пьесы.

Комедия неизменно взывает не к неким абстрактным представлениям зрителя или читателя о том, как должно быть. Она апеллирует к нашему здравому смыслу, поэтому мы и смеемся, читая "Горе от ума". Смешно то, что неестественно. Но что же тогда отличает смех веселый, радостный от смеха горького, желчного, саркастического? Ведь то же общество, над которым мы только что смеялись, вполне серьезно считает нашего героя безумным. Приговор московского света Чацкому суров: "Безумный по всему". Дело в том, что автор свободно пользуется в рамках одной пьесы разными видами комического. От действия к действию комизм "Горя от ума" приобретает все более ощутимый оттенок сарказма, горькой иронии. Все герои - не только Чацкий - шутят по ходу пьесы все меньше и меньше. Атмосфера столь близкого когда-то герою дома Фамусовых становится душной и невыносимой. К финалу Чацкий уже не тот шутник, который высмеивает всех и вся. Потеряв эту способность, герой просто перестает быть самим собой. "Слепец!" выкрикивает он в отчаянье. Ирония - это способ жизни и отношение к тому, что изменить не в твоей власти. Поэтому умение шутить, возможность в каждой ситуации увидеть нечто забавное, высмеять самые священные ритуалы жизни - это не просто особенность характера, это важнейшая черта сознания и мировоззрения. А единственный способ борьбы с Чацким и прежде всего с его злым языком, ироничным и саркастическим, - сделать из него посмешище, отплатить ему той же монетой: теперь он - шут и паяц, хотя о том не подозревает. Чацкий по ходу пьесы меняется: переходит от достаточно безобидного смеха над неизменностью московских порядков и представлений к едкой и пламенной сатире, в которой обличает нравы тех, кто "сужденья черпают из забытых газет // Времен очаковских и покоренья Крыма". Роль Чацкого, по замечанию И.А. Гончарова, - "страдательная", в этом нет сомненья. Драматический мотив все более нарастает к финалу, а комический постепенно уступает свое главенство. И в этом также состоит новаторство Грибоедова.

С точки зрения эстетики классицизма это непозволительное смешение жанров сатиры и высокой комедии. С точки зрения читателя нового времени - это удача талантливого драматурга и шаг к новой эстетике, где нет иерархии жанров и один жанр не отделен от другого глухим забором. Итак, по словам Гончарова, "Горе от ума" - "картина нравов, и галерея живых типов и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, ...какая едва ли найдется в других литературах". Точно определил суть комедии Н. Г. Чернышевский в диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности": комична "...внутренняя пустота и ничтожность человеческой жизни, которая в то же время прикрывается внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение".

Каковы же приемы комического в "Горе от ума"? Через всю комедию проходит прием "разговора глухих". Вот первое явление второго действия, встреча Фамусова с Чацким. Собеседники не слышат друг друга, каждый говорит о своем, перебивая другого:

Фамусов. Ах! Боже мой! Он карбонарий!

Чацкий. Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов. Опасный человек!